ГЛАВА 5. ТЕОРИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ

Mar 04, 2010 00:19


5.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выше было дано определение психического образа, рассмотрим этот термин более подробно.

Как Юнг представлял себе процесс «узнавания» объектов внешнего мира?

«Процесс узнавания можно представить себе, по существу, как установление сходства и различия с помощью памяти. Если я, к примеру, вижу огонь, световой стимул несет мне сообщение: «огонь». Так как в моей памяти всегда наготове бесчисленное множество мнемических образов огня, они вступают во взаи­модействие с только что воспринятым мною образом огня, и в результате процесса сличения (то есть установления сходства и различия) его с ними наступает узнавание. Иначе говоря, я окончательно определяю специфичность этого индивидуального образа в моем сознании. В обыденной речи этот процесс называют мышлением» (10).

В описании Юнга используется принцип, который позднее был заложен в основу действия всей современной компьютерной техники, связанной с распознаванием образов, - принцип сличения исходного образа объекта с базовыми вариантами. Решение о распознавании принимается в случае их совпадения. В описании Юнга сразу две ошибки: он относит процесс распознавания к разряду мыслительных, то есть сознательных, и к типу последовательных процессов.


К сожалению, со времен Юнга точные науки мало продвинулись в понимании процесса распознавания образов, который происходит в психике живого организма. Поэтому приходится принимать предположения, не относящиеся к категории базовых. Предполагается, что процесс распознавания является бессознательным и не является последовательным. Для работы над построением структуры психики этого предположения вполне достаточно. Открытие же механизма распознавания не относится к предмету данной работы.

Реально существующий объект, прежде чем стать раздражителем органов чувств, должен пройти преобразование в материальном мире и превратиться в информационный поток, который будет сохранять свойства объекта на пути движения к органам чувств живого существа. Любой тип света, отражаясь от объекта, позволяет передать его внешнюю форму и перенести ее на сетчатку глаза. Воздух, являясь средой окружающей и объект, и органы чувств субъекта, позволяет перенести к ним колебания объекта в виде звука и частички объекта в виде запаха. Непосредственного контакта объекта с сетчаткой глаза и чувствительным элементом уха никогда быть не может, и эти органы чувств имеют дело только с материальными носителями свойств объекта - светом и воздухом. Поэтому отпечаток предмета на сетчатке глаза уже является образом объекта, а не самим объектом, и этот образ имеет право называться исходным, но это еще не психический образ. Органы чувств, таких как осязание, обоняние и вкус, имеют дело непосредственно с самим объектом, а не с его отражением.

Принято различать пять типов образов, соответствующих каждому из имеющихся органов чувств. Принято считать, что человек имеет пять типов органов чувств, следовательно, должно существовать и пять типов образов.

●       Зрительный образ. Формируется при попадании света, отраженного от объектов внешнего мира и сфокусированного хрусталиком на сетчатку глаза, которая преобразует это отражение в электрические импульсы.

●       Звуковой образ. Формируется при попадании колебаний объекта, называемых звуком, через физическую среду (воздух) на чувствительный орган уха, называемый улиткой, который преобразует их в электрические импульсы.

●       Образ запаха. Формируется при попадании частичек объекта, называемых запах, через физическую среду (воздух) на чувствительные рецепторы носа, которые преобразуют их в электрические импульсы.

●       Вкусовой образ. Формируется вкусовыми рецепторами, расположенными во рту, в основном на языке, которые преобразуют его в электрические импульсы. Реальный, физический механизм вкуса науке не известен и в рамках данной работы для нас значения не имеет.

●       Осязательный образ. Формируется нервными окончаниями, расположенными на коже, которые преобразуют величину физического давления на них в электрические импульсы.

Все перечисленные образы являются уже психическими образами.

В действительности же органов чувств больше пяти, но остальные органы чувств не формируют образов, принимающих участие в сознательной деятельности человека и животного. Это касается, например, чувства равновесия и чувства ускорения. Живое существо чувствует нарушение равновесия и наличие ускоренного движения. Эти ощущения приводят к изменению его поведения, но изменения направлены только на восстановление равновесия.

Выше мы определили, что психика вынуждена изменять информационную структуру образа объекта в процессе прохождения этого образа через ее структурные элементы. Поэтому наборы электрических импульсов, которые формируют органы чувств, будем называть первичным психическим образом. Первичные психические образы являются первой ступенью на пути преобразования внешнего мира в символы мира психического и формой представления объектов материального мира в психическом мире живого существа. Термин «первичный» позволяет уравнять типы образов, поступающих от различных органов чувств. Как было показано выше, для одних органов чувств эти образы являются первичными, прошедшими только одно преобразование, для других - вторичными, прошедшими два преобразования. Однако для психологии это значения не имеет, поэтому образы, переданные любыми органами чувств в форме нервных импульсов, удобнее обозначать одним термином - первичный психический образ.

Определение первичного психического зрительного образа

Психический зрительный образ - отпечаток на сетчатке глаза объекта внешнего мира, который глаз наблюдает в настоящий момент, преобразованный в набор нервных импульсов; это объективное, не имеющее искажения или изменения со стороны субъекта отражение внешнего мира в форме совокупности нервных импульсов определенного типа (несущих информацию о цвете) и определенной амплитуды (несущей информацию об интенсивности).

Сетчатка глаза имеет слепое пятно, которое лишено чувствительных элементов, и зону повышенной чувствительности (ПЧ). Исследования показали, что для распознавания объекта необходимо, чтобы световой отпечаток объекта находился именно в центре зоны ПЧ. Функцию перемещения светового отпечатка в зону ПЧ выполняет движение глаза.

Живое существо воспринимает окружающий мир в реальном времени, «ощущая» все типы образов объекта. Но, «узнавая» объект, психика получает о нем еще и не имеющую отношения к первичным образам информацию из Бессознательного. Эта информация субъективна и сохраняется в психике субъекта в форме нам пока неизвестной. Столь подробно описывать психический образ, поступающий в психику в реальном времени, необходимо для того, чтобы иметь возможность отделить его от информации, хранящейся в самой психике. В Сознание поступают как первичные психические образы в реальном времени, так и образы, которые хранятся в психике и которые мы будем называть вторичными психическими образами.

Различие между первичными и вторичными образами заключается в том, что для запоминания и хранения первичных образов психике субъекта необходим дополнительный уровень их преобразования и кодирования. При этом дополнительное преобразование не только искажает первичный образ как объективное отражение материального мира, но и этот дополнительный (уже психический) процесс преобразования будет иметь субъективный характер, учитывающий индивидуальные особенности субъекта, что еще больше отдаляет вторичный психический образ от реального объекта внешнего мира, которому он принадлежит.

Представим себе банан, который лежит перед обезьяной и человеком. И человек и обезьяна совершенно одинаково воспринимают банан в реальном времени. Для них это объект желтого цвета, конкретной формы и запаха. Скорее всего, для обезьяны более значим запах банана, нежели его внешний вид. Оба живых существа воспринимают банан как пищу, имея к нему влечение с целью утоления голода при условии, что они в этот момент голодны. На данном этапе анализа психика обоих существ произвела операцию распознавания объекта по его характерным признакам, поступившим через органы чувств.

Так в чем же различие между объемом распознавания обезьяны и человека? С помощью интроспекции (взгляда внутрь самого себя) определим, как реагирует психика на объект «банан», находящийся в поле зрения. Увидев объект, человек может сказать, что это банан, - произнести речевой образ объекта, написать слово «банан» - воспроизвести графический образ . Но человек может сказать еще многое: где растут бананы, как упаковываются при транспортировке и т. д. Фактически зрительный образ банана открывает доступ к хранилищу всей информации об этом объекте. Не только зрительный образ, но и речевой, и графический также выполняют функцию ассоциативного ключа для доступа к информации об объекте. Можно сказать, что любой первичный образ открывает доступ к получению любого вторичного образа этого объекта.

Но существует еще более любопытное явление обратного характера: имея неудовлетворенную потребность, живое существо знает, какой именно объект может ее удовлетворить. Это позволяет испытывающему потребность в еде волку формировать стратегию поведения, которая приведет его к нахождению объекта, эту потребность удовлетворяющего, а не сидеть и ждать, когда мимо пробегут овцы, чтобы распознать в них пищу.

Бихевиоризм рассматривает только одно направление - от стимула к реакции, от овцы к пищевому поведению, что как раз и подразумевает ожидание овец на опушке леса. Поведение животных в основном направлено в другую сторону: от потребности к стимулу через реакцию! От голода через поведение к овце. Павлов никогда не проводил экспериментов, в которых голодные собаки искали бы еду. А Торндайк как раз проводил эксперименты по научению животного избавляться от ограничения своей свободы.

Распознавание образа - это психический процесс, который позволяет, используя любой тип первичного психического образа объекта, получить доступ ко всем вторичным образам того же объекта, хранящимся в психике субъекта и ранее им наблюдаемым, включая энергию типа психического влияния объекта. Но для данной работы не имеет значения, какой именно физиологический процесс обеспечивает выполнение функции распознавания образа.

Чтобы первичные образы могли быть задействованы в психических процессах, они должны быть распознаны структурным элементом психики, выполняющим функцию распознавания, - Бессознательным. В упрощенной форме завершение распознавания означает, что в случае человека первичному образу поставлен в соответствие другой тип образа - речевой (слово), графический (написание слова) и тип энергии влияния: Влечение или Сдерживание.

Равновесная психология исходит из того, что процесс распознавания психических образов происходит в самом Бессознательном и существования отдельного структурного элемента не требует.

Определение распознавания психического образа объекта

Образ объекта считается распознанным, если его воздействие одновременно на всю структуру Бессознательного приводит к активации конкретного физического участка этой структуры и формированию ею энергии психического рефлекса, которая будет являться энергией ценности этого объекта.

Данное определение содержит несколько фундаментальных принципов равновесной психологии:

·  Для распознавания образа объекта необходимо, чтобы ранее субъект уже имел взаимодействие с объектом, которое привело к формированию отклика на него и закреплению психического рефлекса ценности объекта в Бессознательном субъекта. В результате взаимодействия структура Бессознательного должна быть изменена.

·  Повторное воздействие образа объекта в последующем приводит к активации именно того участка структуры Бессознательного, который ранее был изменен в результате первичного воздействия этого образа. К активации измененного участка приводит только совпадение воздействующего образа и образа, ранее приведшего к изменению этого участка. Образ, приведший к изменению участка структуры Бессознательного, становится ключом к активации этого участка и проявлению его содержания в форме психической энергии.

·  Приведенное определение справедливо и в том случае, если отсутствует отклик, ценность объекта недостаточна, и психический рефлекс не может быть закреплен в структуре Бессознательного, но субъектом формируется процесс его запоминания, описанный ранее.

Как в случае активации образом объекта конкретного психического рефлекса, так и в случае «вспоминания» процесс распознавания образа один и тот же, различаются только результаты распознавания. В обоих случаях процесс распознавания приводит к активации всего материала, содержащегося в Бессознательном, и связан с данным образом. Но в случае закрепленного рефлекса к этому материалу прибавляется еще и энергия ценности объекта.

Нельзя не отметить, что при наличии закрепленного рефлекса процесс распознавания происходит быстро и легко, а при запоминании образа достаточно медленно и сложно, иногда от субъекта требуются дополнительные психические усилия, направленные на уточнение образа, расчленение его на части или даже замену на другой образ и т.д. Этот процесс в общественном сознании называется поиском ассоциаций.

Определение процесса распознавания образа объекта справедливо также для генетического закрепления рефлекса - инстинкта. Но в этом случае остается справедливым и утверждение, что ранее участок структуры Бессознательного должен был быть изменен в результате воздействия именно этого образа.

Определение распознавания инстинктивного образа

Равновесная психология утверждает, что распознавание инстинктивного образа возможно только в том случае, если ранее субъект имел взаимодействие с этим образом и результат взаимодействия был закреплен в его Бессознательном. Но для инстинктивного образа требование взаимодействия предъявляется не к самому субъекту, а к любому из его предков.

Проблеме распознавания образов в рамках данной работы большого внимания уделяться не будет. Это тема отдельного исследования. Но и оставить этот психический процесс вообще без внимания мы не можем. Ниже будет показано, как непонимание Павловым самого факта существования такого процесса привело к серьезным ошибкам в обобщении полученного им экспериментального материала.

В результате введения понятия «психический образ» мы получили полную информацию, отражающую динамическое состояние внешнего мира в форме первичных и вторичных психических образов объектов этого мира.

Психология никогда не станет наукой, если не даст четкого определения материала, с которым работает психика живого существа.

Данное определение распознавания образа предполагает различные варианты завершения психического процесса, названного распознаванием. При этом процесс может не завершиться или завершиться ошибочным результатом. Поэтому необходимо различать три основных результата распознавания:

1. Успешное, или завершенное распознавание.

2. Неуспешное, или незавершенное распознавание. Результат доступа к информации об объекте не получен, но психика имеет множество побочных продуктов распознавания.

3. Ошибочное распознавание. Получен результат доступа к информации, но к информации о другом объекте.

Второй и третий варианты завершения процесса распознавания позволяют психике субъекта получить некий объем дополнительной (побочной) информации, которая может представлять отдельный и очень большой интерес. Получение этой побочной информации субъект ощущает как Интуицию и Озарение. Рассмотрим эти психические явления более подробно.

Необходимо отметить, что распознавание образа непосредственно связано с психическим рефлексом, именно для него и предназначено. Структура психики позволяет наблюдать объект, попавший в поле зрения субъекта, в реальном времени. Но дальше наблюдения объекта в поле Сознания этот процесс не идет. Параллельно процессу наблюдения в Бессознательном происходит процесс распознавания ценности наблюдаемого объекта, и энергия этой ценности поступает в поле Сознания субъекта. В результате субъект не только наблюдает объект, но и осознает его ценность для самого себя.

Для дальнейшего рассмотрения необходимо разделить процесс распознавания и процесс ассоциирования полученного результата с хранящейся в Бессознательном информацией. Для других разделов такое разделение не принципиально, в то время как для данного раздела понимание различия между процессом распознавания и процессом реализации психического рефлекса представляет важность. Процесс распознавания позволяет поставить в соответствие образу наблюдаемого объекта некий внутренний психический код, который и представляет собой продукт распознавания. Если код найден, процесс распознавания является завершенным и по этому коду происходит активирование всех ячеек Бессознательного содержащих информацию о ценности наблюдаемого объекта, поскольку психике понятно, какой именно объект наблюдается. Продуктом «срабатывания» ячеек является энергия психического рефлекса, несущая в поле Сознания информацию о ценности объекта, если, конечно, ранее между ними возникало взаимодействие и в ячейке Бессознательного закреплен тип энергии влияния. Как показано выше, рефлекс может быть «разбужен» не только объектом внешнего мира, но и образом внутреннего мира субъекта. В этом случае процесс распознавания, скорее всего, не происходит, и этот образ имеет всю необходимую информацию для существования в мире психического и пробуждения рефлекса. Напомним, что «разбудить» образом объекта можно только активированный рефлекс, если он содержит информацию об объекте, способном устранить действующий раздражитель.

Необходимо уточнить, что процесс распознавания образа объекта в Бессознательном субъекта в представлении равновесной психологии не является процессом «поиска» в Бессознательном измененного участка его структуры, ранее произошедшего под воздействием другого образа объекта, абсолютно идентичного распознаваемому. Скорее всего, процесс распознавания намного сложнее, и связан он с распознаванием образа по частям и формированием энергии распознавания, которая является совокупной энергией сложения энергий распознавания отдельных частей образа. Вспомним пример одного из возможных вариантов мышления человека. В нем рассматривалась перестановка букв СЛОТ до тех пор, пока не будет обнаружено слово, обозначающее конкретный предмет внешнего мира. Это пример распознавания образа графической модели, замещающей конкретный объект внешнего мира. Несложно заметить, что изменение модели приводит к усилению интуитивного чувства приближения к получению результата распознавания. Если в случае представления модели в форме СЛОТ возникает одно чувство, то в случае представления модели в форме СТЛО - другое, причем последний вариант отделяет от слова СТОЛ только перестановка двух букв. Вероятность получения результата полного распознавания слова во втором варианте представления намного выше, чем в первом. Если в первом варианте представления сложно найти в Бессознательном эквивалентное изменение его структуры, то во втором - такое изменение уже существует, но последние две буквы образа модели расположены в другой последовательности. Распознается слово СТОЛ, осознанно производится перестановка двух букв и делается вывод о соответствии распознанного и скрытого в переставленных буквах слова.

Можно привести и другой пример - распознавание сложного образа, состоящего из множества отдельных независимых образов. Рассмотрим процесс распознавания коллекционного вина специалистом (сомелье). Обычным неподготовленным человеком вкус вина воспринимается как единый образ, распознавание которого после первичного знакомства с ним осуществляется по наиболее значимой составляющей вкуса. В результате неподготовленный дегустатор может распознать различие между красным и белым вином, между шампанским и коньяком, но вряд ли сможет различить между собой коньяк, арманьяк и кальвадос. Психика сомелье распознает тип вина не по основному признаку образа вкуса, а по совокупности составляющих этот образ отдельных частей. Бессознательное сомелье содержит информацию обо всех отдельных элементах, составляющих вкус вина в целом (шиповник, дуб, черная смородина, лакрица и т.д.). При дегустации оно способно разделить совокупный вкус на отдельные составляющие и провести распознавание по их набору.

Можно привести и другие примеры. Когда слову «самолет» ставится в соответствие любой объект, имеющий определенные признаки, характерные для объекта, моделью которого является слово «самолет»: наличие крыльев, хвоста, аэродинамической формы корпуса и т. д. В качестве примера можно привести процесс создания фоторобота преступника, когда формируется модель лица объекта путем изменения отдельных его частей. Модель лица, вызывающая у субъекта наибольшее чувство схожести с образом реального объекта, будет считаться «условно» распознанной.

5.2. ИНТУИЦИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Не вызывает никаких сложностей понимание завершенного процесса распознавания. При наблюдении какого-либо внешнего образа, например, знакомого человека, субъект с легкостью может воспроизвести весь объем информации, который имеется у него в памяти и соответствует наблюдаемому зрительному образу. Но полученная информация имеет ряд особенностей.

●       Субъект не может осознавать и тем более наблюдать сам процесс распознавания.

●       Она не содержит «информационного шума» - информации, не соответствующей предмету распознавания.

●       Если информация имеет описательный характер и большой объем, она выстроена в предложения с учетом всех правил грамматики, доступных субъекту. Она не может содержать фразу, в которой слова перепутаны местами, что нарушает смысл этой фразы.

В результате этого наблюдения ранее был введен дополнительный элемент в структуру психики - оболочка Сознания. С таким же успехом можно было ввести оболочку Бессознательного, но остановимся на выбранном варианте. Этот структурный элемент психики выполняет очень важную роль - он защищает Сознание от «сомнительных» энергий, величина которых не может однозначно отражать процессы изменения внешней среды, т. е. энергий, имеющих только вероятностный характер. Этот элемент препятствует бессознательному содержанию стать сознательным, создавая порог Сознания.

Продолжим рассмотрение распознавания субъектом человека, например актера, известного ему по фильмам и интервью. Если актер без грима дает интервью в обычной жизни, распознавание образа не составит труда. Но если субъект видит загримированного актера в фильме? Субъект чувствует, что объект ему знаком, но назвать его имени не может - недостаточен объем знакомых черт в образе объекта. Бессознательное не может связать наблюдаемый образ с теми образами, которые находятся в его структуре со стопроцентной вероятностью. Вступает в действие Сознание, и субъект перемещает внимание на отдельные элементы образа, пытаясь распознать его по частям. Например, если актер в гриме, обращается внимание на голос, манеру разговаривать, походку и т.д. Но это уже участие Сознания в процессе распознавания. Если в результате субъекту все равно не удается понять, какой актер скрывается за гримом, остается раздражение и чувство, которое несет информацию, что в образе содержатся знакомые черты, но их недостаточно для завершения распознавания объекта. Это чувство и названо общественным сознанием Интуицией. Юнг ввел этот термин в психологию и попытался дать ему определение. В работах Фрейда никакой интуиции как психического явления не существует.

«Таковыми были бы интуиция и предвидение, если бы они существовали, но их можно просто считать иллюзиями, исполнением желаний» (22).

Туманное определение Юнга не дает полного представления о функции явления Интуиция.

«Так как интуиция есть, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. В сознании интуитивная функция представлена в виде известной выжидательной установки, известного созерцания и всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было «всмотрено» в объект и сколько действительно было в нем «заложено» (11).

«Добавлю еще, что интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. Но здесь я вынужден остановиться и сказать: „Как действует эта функция, я не знаю». Я не знаю, что происходит, когда человек знает то, что он определенно знать не может. Я не знаю, как это у него получается, но получается неплохо, и он в состоянии действовать. Так, „вещие» сны, феномен телепатии и прочие подобные вещи - это интуиция» (15).

Необходимо отметить, что любой внешний или внутренний объект, требующий распознавания, служит причиной активирования как процесса распознавания, так и процесса Интуиции, который является частью процесса распознавания. Даже если объект распознан по большинству признаков, всегда существуют неявные признаки (скрытое содержание), именно они и служат причиной активирования Интуиции. Фактически Интуицию можно назвать отраженной волной энергий процесса распознавания. Основная энергия, проходя через порог Сознания, содержит, в том числе, и несколько составляющих, имеющих энергию ниже порога и неспособных его преодолеть. Эти энергии, «отражаясь» от порога, возвращаются в Бессознательное и являются причиной возбуждения новых рефлекторных цепочек, которые формируют новые психические реакции. Последние, возможно, смогут преодолеть порог Сознания и принести в него информацию о распознавании скрытого содержания первоначально распознаваемого объекта. Поэтому не стоит удивляться, что продукт Интуиции может появиться в поле Сознания через длительный период времени, исчисляемый днями, а иногда и месяцами. Не стоит также удивляться сомнению, появляющемуся в ходе дальнейшего рассмотрения Интуиции как доминирующей энергии в теории психотипов, - это очень медленный процесс, поэтому принятие решения только на основе Интуиции теоретически возможно лишь при наличии достаточного запаса времени.

Упоминание о временном разделении между началом процесса распознавания и появлением отраженных волн в виде Интуиции необходимо для того чтобы:

во-первых, не ожидать появления Интуиции через несколько секунд после воздействия объекта на органы чувств субъекта;

во-вторых, получив через несколько дней интуитивный отклик Бессознательного не удивляться этому отклику;

в-третьих, понимать, что если существует энергия Интуиции, она должна быть детерминирована с тем или иным объектом. Если объект как источник интуитивного отклика субъекту непонятен и неизвестен, это уже шизофрения, и такое явление относится не к интуиции, а к «внутренним голосам», к другой области науки - психиатрии. Взаимодействие субъекта с внешним миром приводит к тому, что в его психике закрепляется намного больше образов объектов и их свойств, чем может быть им осознано, поэтому явление Интуиции имеет совершенно объективный, вероятностный характер, хотя и базируется на образах Бессознательного, относящихся к личному опыту субъекта, следовательно, к субъективному опыту, поскольку, как было показано ранее, закрепление образов в Бессознательном происходит при существовании отклика со стороны организма или психики субъекта. В процессе закрепления, связанном с воздействием конкретного объекта на субъект, закрепляется не только этот объект, но и множество образов, ему сопутствующих. Именно они впоследствии и будут служить материалом для проявления Интуиции.

Необходимо отметить, что субъект может воспринять энергию Интуиции только в том случае, если в поле его Сознания в тот момент нет других энергий, большей интенсивности, на фоне которых энергия Интуиции просто затеряется. Нельзя говорить о том, что продукт Интуиции может появиться только в уравновешенном состоянии, например в момент медитации. Он может стать доступен Сознанию в любой момент, но для его осознания требуется состояние равновесия. Как правило, таким состоянием является покой и умиротворение.

Previous post Next post
Up