Торговля -- великий уравнитель. Именно она смогла поставить знак равенства между верущими Центральной Азии, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Позже её закрепила традиция. Традиция принимать гостей и жить вместе.
"Добро пожаловать", - говорили власти древнего
Самарканда иноверцам, "только торговле не мешайте и не мессионерствуйте словом!". Так сложилась религиозная резервация в самаркандском Ургуте, где храмы 9 религий веками соседствовали друг с другом, пользуясь услугами друг друга. К христианским несторианам ходили за хирургической помощью и, возможно, вином. Мусульманам отдавали детишек на обучение точным наукам. Зороастрийцев звали на подмогу, сооружая водонесущие системы.
Это уникальная система отношений сохранилась до сих пор. Редко, кто из мусульман не был в церкви, начав, конечно с Пасхальной ночи, за компанию с разно-национальными друзьями, объясняя дома: "ну, мама, Исо ведь воскрес!" :) Редко, кто из здешних христиан не прекратит беседу и не склонит голову, если зазвучала мусульманская молитва.
Здесь не было понятия, аналогичного "бусурманству". Как и разговоров на тему о "вашем, нашем, ихнем Боге", потому что всегда находится тот, кто напомнит о Единственном. И если возникает непонимание, здесь просто спрашивают, покорно соглашаясь со странными порой (для современного мира) объяснениями:
- "Он на ней не женится, потому что он еврей"
- "а-а, понятно!"
- "в эту мечеть я вас завести сейчас не могу, потому что надо сначала помыться"
- "а-а, ну да!"
- "я сегодня плов без мяса буду есть, потому что сегодня среда, постный день"
- "хорошо-хорошо, я тебе отдельно только рис с морковкой положу"...
В трудные и волнительные моменты жизни, здесь придут на отчитку и благословение и к батюшке и к мусульманскому старцу. Я был свидетелем наставления муллы, призывающего молодых ребят прочесть и Библию и Тору -- "Коран об этом просит!" (сура 2, стих 4-5).
До недавнего времени, самаркандские ребятишки с удовольствием играли в баскетбол с польским ксендзом на спортплощадке при Католическом храме. А когда под Бухарой от пожара взрывались арт.снаряды, люди (христиане, сунниты, шииты, иудеи) единой толпой пошли к Мавзолею Бахауддина Накшбанди, величайшего суфийского учителя, веря, что "Бахауддин бола гардон!" (Бахауддин защитит!).
Тоже очень интересное, на мой взгляд, случилось, когда террористы стали прикрываться арабской риторикой. Как назвать террористов мусульманами, да ещё в стране с мусульманским наследием, с друзьями-мусульманами? Замешательство и неудобство длилось недолго. Кто-то придумал слово "вовчики, это вовчики" (ваххабиты) и привычная схема отношений и терпения вернулась на круги своя.
Всё это очень трогательно, но очень хрупко.
Уберечь бы!..