Летом принято ездить за город. Многие, конечно, занимаются этим круглый год, но даже самые отъявленные домоседы в тот момент, когда наступают теплые дни, бросают все свои принципы и отправляются хотя бы немного подышать свежим воздухом.
Я тоже посчитал, что хотя бы пару раз в году надо выбраться из города, и решился на внезапный выезд. Я подумал, что ничего плохого не случится, если в субботу вечером съездить в Зеленогорск и погулять там. Тем более что в тот момент я как раз был недалеко от вокзала.
18:00. Я купил билет до Зеленогорска в один конец, заплатив за него 80 рублей. Не стал брать «туда-обратно», потому что еще не знал, как поеду домой. Всякое ведь бывает. Однажды в город ехал на автобусе. Не могу сказать, что та поездка мне понравилась, но это уже другой вопрос. В общем, взял в один конец.
Хотел купить на вокзале что-нибудь почитать в дорогу, но магазин со старыми книгами по смешным ценам оказался давно закрытым. Впрочем, у меня с собой было.
Приятно удивила электричка. Первый раз за тридцать лет сиденья оказались не деревянными, а мягкими и удобными. В таких можно куда угодно ездить.
Книга Ольги Лукас «Тринадцатая редакция» тоже приятно удивила. Это оказалась история про персонажей, которые выполняли заветные желания людей. Сначала они обнаруживали такого человека, выясняли, о чем именно он страстно мечтает, а потом всё подстраивали так, что его мечта сбывалась и он при этом не чувствовал подвоха и вмешательства вымышленных существ. Были еще и конкуренты, которые тоже искали мечтателей, тоже выполняли их желания, но взамен забирали душу. В этой книге оказалось огромное количество героев - одни вымышленные существа, другие вымышленные существа, носители желаний из мира людей. Я был не в состоянии сосредоточиться и запомнить, кто из них кто, поэтому они смешивались в одну кучу. Поначалу я хотя бы помнил, кто положительный, кто отрицательный. Но потом запутался и уже не был уверен, на какой стороне некоторые из героев.
Тем не менее, несмотря на все эти трудности, книга была очень увлекательной. Когда я отрывался от нее в очередной раз, я с удивлением обнаруживал, что мы проехали еще одну, а то и две станции.
19:00. Я приехал в Зеленогорск. За время моего отсутствия там построили новые магазины и торговые центры, но главное, что поразило, - это безумная пробка. Я шел по проспекту Ленина от вокзала к заливу и видел, что он полностью стоит или почти стоит в две стороны. Стоило час ехать, чтобы приехать к такому скоплению машин?
Рядом с одним из домов обнаружилась современная скульптура - стул, клубок со спицами и очки. Наряду с другими подобными предметами искусства она была одним из немногих положительных изменений. Отрицательных было больше.
Во-первых, я не нашел кинотеатр. В том месте, где по всем признакам он находился в течение многих лет, его не было. Вместо него были клумбы и церковь финского вида, которой раньше явно не было. Стоявшая рядом табличка любезно сообщала, что на этом месте три года назад была торжественно открыта церковь, которую снесли когда-то очень давно. Кинотеатр, располагавшийся здесь во время отсутствия церкви, был упомянут вскользь и в отрицательном контексте. В общем, я так и не понял, почему нельзя было восстановить церковь, не разрушая кинотеатра. Построили бы немного левее - ничего плохого бы не случилось.
Заподозрив недоброе, я свернул в сторону, решив проведать стадион. Когда-то это было футбольное поле, окруженное полноценными легкоатлетическими дорожками, рядом с которым стояла небольшая трибуна. Теперь картина была иной. Трибуны не было совсем. От дорожек остался овал асфальта, а футбольное поле настолько заросло травой, что уже перестало быть футбольным. Только два человека перекидывали друг другу волейбольный мячик. Находящиеся за стадионом корты, впрочем, сохранились и даже активно использовались.
Сам парк претерпел те же изменения, что и весь Зеленогорск. Из положительных моментов: несколько скульптур разной степени осмысленности, от памятника Вицину чуть больше человеческого роста до загадочных ботинок чуть ли не шестидесятого размера. С другой стороны, был снесен театр, в котором проходили спектакли и выступали разного рода артисты. Теперь на его месте небольшой помост, где одновременно могут танцевать несколько пар. Почему нельзя было и оставить театр, и соорудить помост - загадка. В шаге от пляжа возвышается гигантский жилой комплекс, который окончательно убивает весь пейзаж.
20:00. Я посмотрел на часы и понял, что всего за час обошел почти всё, что хотел. Расписания электричек я не знал, но был уверен, что минимум два часа у меня в запасе еще есть. Возвращаться на зеленогорский вокзал не хотелось, и я подумал, что было бы интересно пройтись по шоссе и сесть на электричку где-то на другой станции. Например, в Солнечном. В качестве запасной идеи был бы вариант сесть на автобус и подъехать до куда-нибудь (а то и до города), но шоссе тоже стояло в пробке. Если из города машины еще еле ехали, то в город не двигались почти совсем.
Честно говоря, я плохо представлял себе расстояние до Солнечного (Комарово, Репино, Солнечное - это три станции, но сколько там километров?). Еще хуже я представлял себе свою скорость и выносливость. Но в самом крайнем случае был вариант дойти до Комарово и там подняться от залива к железной дороге.
Дойдя до магазина и купив плюшку и воду, я заодно спросил, не знает ли продавец, почему шоссе стоит. Здесь может создаться ложное впечатление, что для меня разговоры с продавцами на посторонние темы - обычное дело. На самом-то деле нет. Я предпочитаю не общаться с незнакомыми людьми неизвестно о чем, ограничиваясь просьбой продать мне такую-то булочку. А иногда и вовсе тыкаю пальцем, сую деньги и быстро убегаю.
Но очень уж любопытно было, что происходит. Продавец пробормотал что-то невнятное, но какой-то паренек всё объяснил: верхнее шоссе (то, которое идет вдоль железной дороги) сейчас ремонтируется, поэтому все едут по нижнему (вдоль залива). Если в будние дни еще ничего, то каждые выходные тут катастрофа. Правда, я не понял, какая часть шоссе закрыта. Если небольшая, то есть надежда, что где-то впереди машины сворачивают и пробка рассасывается.
Я шел довольно бойко, периодически обгоняя пешеходов, встречая велосипедистов и тихо посмеиваясь над автомобилистами и несчастными пассажирами автобусов.
Время шло, но ничего не происходило: я продолжал достаточно бойко идти, а машины продолжали стоять. Интересных событий за всё это время было два: встреча с перечеркнутой надписью «Зеленогорск» и встреча с надписью «Комарово».
Когда нет никаких внешних событий, я погружаюсь внутрь себя и время от времени понимаю что-то важное. В этот раз я понял, почему не люблю выезды на природу.
Если я нахожусь в городе на каком-то мероприятии и по какой-то причине захотел уйти, то я всегда могу так поступить. Не факт, что это будет удобно с моральной точки зрения, но техническая возможность у меня есть: вышел, добрался до метро и достаточно быстро оказался дома. За час, например. Если я нахожусь за городом, у меня такой возможности нет. Я вынужден либо ждать окончания и ехать вместе со всеми, либо добираться самостоятельно неизвестно как и неизвестно за какое время. В любом случае дело это не быстрое.
Если я гуляю в городе и по какой-то причине раздумал гулять, то я всегда могу на что-нибудь сесть, проехать несколько остановок, добраться до ближайшего метро и достаточно быстро оказаться дома. Если я гуляю за городом, то моего мнения никто не спрашивает - что бы ни случилось, надо пилить до конца.
Был один случай, который я вспоминаю с содроганием. Несколько лет назад я по глупости поехал в Комарово. У них был выезд на выходные, я согласился приехать на пару часов, к концу. Приехал в Комарово, дошел до кладбища, а потом по телефону они мне объяснили, как я должен идти через лес. Здесь зайти, там дойти до большой тропы, мимо ручья, до другой тропы, третий поворот направо, специальное дерево, еще ручей, еще поворот - и там будут они. У меня было ощущение, что я погибну, потому что все тропы одинаковы, все ручьи одинаковы и уж точно все деревья одинаковы. А если не на том повороте свернул - считай, погиб. Потому что потом уже не объяснить, где я. «Я тут заблудился немного. Где я нахожусь? Ну вот тут деревья слева. И справа деревья. И тропинки во все стороны». А опознавательных знаков нет. И спросить не у кого. Но это полбеды. Каким-то чудесным образом я до них дошел. Так вот, дойдя до них, я мгновенно понял, что хочу домой. Немедленно. Сразу же. Но возможности нажать кнопку и вызвать частный вертолет не было. Было два варианта: боясь заблудиться, опять наугад брести через этот ужасный лес, либо подождать пару часов и пойти вместе со всеми. Оба были плохие, но повторять только что пережитые ощущения совсем не хотелось. Так что пришлось подождать. И вот я пару часов ждал, потом мы шли через лес, потом шли до станции и потом еще ждали электричку. В общем, мне было очень-очень плохо.
Сейчас ситуация была намного легче. Достаточно было всего-навсего дотопать хотя бы до Комарово, найти станцию и спокойно уехать.
От шоссе отходят несколько улиц. Одна из них ведет аккурат к станции. Куда ведут остальные - неизвестно. Если повезет, тоже к железной дороге. Но если свернуть не на ту и пройти по ней, как потом узнать, с какой стороны станция? Теоретически я примерно представляю, как должна выглядеть нужная, но только теоретически. Из опознавательных знаков только таблички с названиями улиц, но они не помогают, потому что я не знаю, какая мне нужна.
Теоретически я догадываюсь, что на месте пересечения шоссе и нужной улицы должен быть пляж, но тут везде то ли один длинный пляж, то ли много коротких. Поди опознай, где нужно свернуть. Таблички на улицах есть, но я не знаю, как называется та, которая нужна мне.
Меня спасло только то, что напротив очередной улицы был план Комарово. Сопоставив план и очередную табличку с названием, я понял, что достиг цели. Я в очередной раз посмотрел на часы и обнаружил, что шел ровно час.
21:00. Идти дальше по шоссе было бы полным безумием, поэтому, решив, что я легко отделался, я пошел к станции.
21:15. Я дошел до станции и обнаружил, что ближайшая электричка будет только минут через сорок. Чтобы убить хотя бы часть времени и заодно поесть, я решил зайти в одно из ближайших кафе. Выбор был невелик, потому что кафе было одно.
Взял упаковку салата, хлеб и чай. Только начал есть - понял, что зря. Хотя формально срок годности не истек, салат был не очень свежим. Так что я ограничился хлебом и чаем, благо они были вкусными. В любом случае убил хотя бы немного времени.
22:00. Я, наконец, сел в электричку. Боялся, что она окажется набитой, но свободных мест было довольно много. И опять мягкие сиденья. Была бы еще возможность вытянуть ноги - было бы совсем шикарно. Взял книжку и снова погрузился в нее, продолжая путать персонажей.
23:00. Доехал. Поскольку обратного билета я заранее не взял и в Комарово купить не смог, оформлять билет пришлось на вокзале. Встал в очередь к окошечку, причем она была настолько длинной, что помимо специальной тетеньки внутри была другая специальная тетенька, стоявшая снаружи и тоже предлагавшая оформить билет.
Обычно в таких случаях я честно говорю, что ехал от такой-то станции, плачу соответствующую сумму, и мне оформляют билет, который и позволяет пройти через турникет. Кстати, по пути в Зеленогорск попались контролеры. Я им показал честно купленный билет, а сидевшие рядом женщины, которые ехали со мной, на вопрос, откуда они едут, назвали станцию, мимо которой мы только что проехали. Для этого надо иметь не только наглость, но и хорошую память, чтобы не перепутать и не назвать станцию, которой еще не было. Был бы на моем месте сознательный гражданин - он бы их попрекнул при контролере и заставил выложить кровные.
Так вот, приезжая на вокзал без билета, я честно говорю, откуда ехал. Но сейчас мне и слова не дали сказать. Тетенька просто брала со всех по 32 рубля, ничего не спрашивая. Это какой-то минимальный сбор.
Вот и получается глупость: взял бы сразу билет туда-обратно - заплатил бы два по 80, а я не взял и заплатил 80+32. Хотя проделанный путь один и тот же.
Пока стоял в очереди, видел паучка. Живого. Он мирно плел паутину на фоне неба.