Печатный двор в Москве

Aug 30, 2024 08:02

Обычно люди, идущие по улице Никольской, куда-то спешат. Но если поднять глаза, то можно увидеть дом №15 с нарядным фасадом.
На фасаде лев и единорог прекрасно уживаются с гербом СССР.


Сейчас в здании беспрепятственно могут побывать студенты РГГУ, в советское время тоже был институт, но историко-архивный. Ну а глубже тьма веков. Но об этой тьме кое-что известно.
Экскурсионная фирма Cozy Moscow организовала поход внутрь здания.


Если бы не розовый цвет, я бы сказала, что это масонская ложа:}} Пошло отреставрированная аудитория РГГУ не должна вводить в заблуждение. Во дворе ждет настоящая старина.


Недавно улица Никольская была любимым местом тусовок футбольных фанатов. В 90-е тут каждый магазин торговал обувью. А в старину Никольская была улицей книжников.
Именно здесь, в подвале некогда нарядного домика первопечатник Иван Федоров организовал для царя Ивана Грозного первую типографию. О нем самом известно мало. Мы гордимся своим первооткрывателем и даже поставили ему памятник на Лубянке.
Но за 100 лет до нашего героя в Германии в 1470х уже печатал книги Иоганн Гуттенберг. А через 50 лет печатное дело освоил в Полоцке Франциск Скорина.
Почему сейчас развитие технологий так стремительно, а в древнее время всё шло медленно? Потому что все изобретатели не хотели делиться секретами. Не то, что сейчас: сейчас гений придумал что-то и спешит запатентовать и скорее продать свою идею.


Печатный двор 1560х г. располагался в нижних этажах. Там были печи для выплавления букв, сидели наборщики (часто неграмотные, но обязательно православные). Именно здесь в 1564 г. была напечатана первая русская книга "Апостол". Тогда вообще книги были только церковного содержания.
Когда в собранной книге обнаруживалась опечатка, её уничтожали. На наш вопрос "а как же корректоры, почему не проверили", наш экскурсовод Ирина Вишнякова ответила:.
- Не ищите современную логику в действиях людей, живших 500 лет назад!
Иван Федоров проработал на печатном дворе недолго, примерно 1.5 года. Потом на Никольскую пришли вооруженные битами ножиками кистенями и булавами ретрограды, усмотревшие в прогрессе дьявольские козни. Хотели, чтобы книги по старинке переписывали от руки. Возможно, сами переписчики эту бучу и устроили. Здание на Никольской сожгли.
Печатный двор на время прекратил работу (Иван IV смог открыть печатный двор в Александровской слободе), а Фёдоров вместе с сыном уехал в другие, более просвещённые места. Сначала он помог построить печатный двор в Киеве, потом долго жил и умер во Львове. В царское время еще было известно место погребения и существовала надгробная плита мастера, но в XX веке всё это было утеряно.
В последующих веках тут тоже кое-что печатали. Делали разнообразные пристройки, потому что печатное дело ширилось. Например, Пётр I придумал выпускать газету! Она называлась "Московские ведомости".


В 1875 году на Печатном дворе сделали мощную реставрацию. Архитектора Артлебена ругали за  "старорусские" вензеля. Ну сейчас-то они всем нравятся.
В эти годы печатный двор был уже не столичный, принадлежал Синоду и тоже использовался для церковных нужд.


Остатки былой роскоши.


Двор РГГУ. Разруха такая, что даже смотреть больно.




Внутри стремительно облупляющаяся роспись, сделанная палехскими мастерами.


И битые изразцы печек. Ирина рассказала, причем тут лев и единорог.


Единорог был на печати Ивана IV. Не знаю, где он его видел. В Ветхом завете царь Давид помазал сам себя на царство елеем, который нашел в роге единорога.
По-моему, это говорит о том, что второй рог отломал уже какой-то другой царь:}}
Льва же на Руси никто никогда не встречал, но он традиционно является царским символом.




Плачет однорогий:}}


В элементах росписи на потолке знаки зодиака. Всё это облупленное и навевает грусть.


В начале XX века в старорусском домике было книгохранилище и музей печатного дела.
На выставку в 1908 году привозили надгробную плиту с могилы И.Фёдорова. Сохранилась фотография. Не надо было возвращать её на место.


Ирина сказала, что мечтает о возрождении музея.
При большевиках здание попросили церковников освободить, книгохранилище разворовали. Синод прогнали, а с 1931 года там уже поселился ИАИ (историко-архивный).




Нас завели в нижние этажи времен Ивана IV. В советское время тут рыли археологи, искали печи Ивана Фёдорова. Но не нашли.


За углом располагался физкультурный зал Историко-Архивного института, но сейчас он выглядит так же, как фёдоровский подвал, даже хуже.


На территории института есть выход на стену Китай-города, это один из двух сохранившихся фрагментов в Москве. Ласточкины хвосты - это, как известно, более позднее дополнение, изобретение архитектора Бове, 1800-какой-то год.


В дырки виден Большой театр


И двор гостиницы "Метрополь" с флагами "дружественных государств":}}
Стену сохранили, потому что она подпирает берег реки Неглинной. Убери её -  и все здания поползут.


Мне на этой экскурсии было интересно, надеюсь, я тоже рассказала нескучно.


Спасибо всем, кто дочитал!

Москва

Previous post Next post
Up