Интернет давно шумит на тему "убийства" малого бизнеса. Все мусолят разные темы, но Форбс молодец. Он собрал большинство тезисов недовольных и объединил их в одну статью.
Если интересно, что сказал Форбс, а что есть на самом деле, жмите и читайте. Предупреждаю - буковок много. Очень много.
Заголовок: В 2020 году налоговая нагрузка на малый бизнес увеличится на 4,9%. Какие последствия будут для экономики страны?
«Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом». (Ф)
Минэконом развития ещё ничего не объявило, оно пока только проект приказа опубликовало. И это никак нельзя назвать «подарком». Этот приказ выходит каждый год в ноябре с 2003 года.
Коэффициенты не индексируют. Их устанавливают. Коэффициенты сами индексируют те показатели, для которых установлены.
Автор заявляет, что выплаты по ЕНВД, ПСН и торговому сбору увеличатся на 4,9% и выносит в заголовок этот тезис в обобщённом виде - весь малый бизнес!
Большая часть малого бизнеса работает на УСН, ещё часть работает на общей системе, ЕНВД пользуется не так много предприятий. В основном это рестораны и кафе, мелкая розница, салоны красоты, грузоперевозчики и автосервисы, автостоянки. А ещё ЕНВД могут использовать торговые центры, которые сдают в аренду «Малышам» торговые места.
С предпринимателями та же картина. Небольшая часть на общей системе, большинство на УСН, примерно равные части на патенте и ЕНВД. Если учесть, что для ЕНВД следующий год последний и то, что те, кто торгует шубами, обувью и лекарствами не смогут применять ЕНВД, то круг «попавших под раздачу» ещё сокращается.
Зайдём с другой стороны - предприниматели (ИП) на ЕНВД, которые работают в одиночку, редко платят этот налог. Они его рассчитывают, а потом вычитают из него страховые взносы и налога к уплате не получается вообще. В 2020 году, даже после повышения коэффициента-дефлятора картинка останется такой же. Они как не платили ЕНВД, так и не будут его платить - всё перекроется страховыми взносами.
Если что-то из сказанного мной показалось вам удивительным и это касается вашего бизнеса - спрашивайте. Объясню.
«Казалось бы, 4,9% - это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение». (Ф)
О каких процессах идёт речь? Сложно представить, что вводится что-то ухудшающее положение малого бизнеса и об этом не кричат из каждого утюга. Или автору что-то известно, что ещё не внесено в виде законопроектов в думу или не выставлено на общественное обсуждение в виде проектов законопроектов. В таком случае автор должен быть вхож в аппарат премьер министра как минимум. Но мы помним, что любое ухудшающее законодательство должно быть официально опубликовано не менее чем за месяц до начала действия. А до Нового года осталось не так много времени.
«Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции
С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС - на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы». (Ф)
Что значит - снова будет увеличена? О размере страховых взносов на 2020 год стало известно ещё в ноябре 2017 года. Именно тогда были внесены изменения в Налоговый кодекс и суммы страховых взносов для ИП были зафиксированы. Т.е. в 2017 году мы знали какие взносы будем платить в 2018, 2019, 2020 годах. Это было чёрным по белому написано в Налоговом кодексе. Согласитесь, было время подготовиться и принять решение. А в 2018 году «подвалил» замечательный закон о «самозанятых». По сути те, кому тяжело справляться с налогами ИП могут стать самозанятыми. (Торговля исключение). И заметьте - Минфин спустил указиловку в налоговые органы - не трогать тех, кто зарегистрировался как самозанятый. Даже если живёт и работает не в том регионе. Кто не в курсе - самозанятые не платят страховые взносы.
Маленькое замечание. И 4.9% и 10,5% относятся к фиксированным суммам. Т.е. мы ещё до начала года можем узнать на сколько больше придётся заплатить государству. В случае со страховыми взносами в 2020 году придётся заплатить на 4636 руб. больше. Вы можете увеличить свою прибыль за 5 тысяч за год? За год. Нет? Если не можете - пишите. В этом сообществе много умных и предприимчивых людей. Решение обязательно найдётся.
«Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы». (Ф)
Слышал звон, да не знаю где он. Это если без мата. :))
Отменено повышение не фиксированных взносов, а тарифной ставки страховых взносов с выплат физическим лицам. Она с 2021 года должна была стать не 22%, а 26%. И это было прописано в Налогом кодексе. И опять же чёрным по белому, а не прозрачными чернилами. Но в августе 2018 года вышел закон, отменяющий этот пункт. Страховые взносы в пенсионный фонд останутся 22%. Отсыла к срокам нет. Просто отменили повышение и точка. И заметьте, тарифные ставки не индексируются. Такого механизма нет. Они могут либо повышаться, либо понижаться. :)
Что касается ИП. Их страховые взносы не зависят от МРОТ с 2019 года. А не перестанут зависит от МРОТ после 2020 года. А отменена привязка страховых взносов ИП от МРОТ потому, что правительство резко этот самый МРОТ повысило. И в дальнейшем будет повышать. И если бы всё осталось как есть, то фиксированные взносы предпринимателей росли бы со «страшной силой».
«И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков». (Ф)
Сперва задам вопрос - что такое ИКСИ. В статье не нашла расшифровки. Интернет подсказывает, что это метод лечения бесплодия. И согласно каких расчётов и каких опубликованных данных. Кем - понятно. Ссылка ведёт на сайт налоговой в раздел, разъясняющий законодательство по страховым взносам. И там действительно есть информация об индексации предельного дохода физлица с которого начинает применяться пониженная ставка. Но «сказка» не про малый бизнес. Скажите, многие из вас платят 100 тыс. в месяц своим сотрудникам? Из моей практики - малый бизнес такими окладами не балуется.
Ближе к делу, я пересчитала приведённые в этом разделе данные. Повышение ежегодно примерно на 4,5%. Может я не на те кнопки жму, но 10-12% у меня не получается. Покажите мне где я ошиблась и я пересчитаю.
Про льготы. Они были введены с определённой целью - уменьшить «боль» при выводе зарпталы из тени. Период, когда применялись льготные тарифы, был длительным. Ставки повышались постепенно. Сейчас льготными ставками могут пользоваться только высокоинтелектуалы, благотворители и резиденты всяких интересных зон. Здесь проблема не с этой стороны выпирает. А с той, что все страховые взносы уплачивает работодатель. Мы дружно смотрим на запад и говорим - как там всё справедливо. Давайте сделаем как у них - страховые взносы будум уплачивать совместно с сотрудниками. Часть сотрудники, часть работодатели. Об этом ни кто не кричит? Как же! Кто ж будет такими лозунгами электорат распугивать.
«Применять специальные налоговые режимы становится сложнее
Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки». (Ф)
Ну что тут сказать. В стране зарегистрировано 4,014 млн. предпринимателей. 1,811 из них представили декларации по ЕНВД. Это 45%. Не 55.
Прекращение действия ЕНВД с 2021 года не новость. Для ЕНВД последним должен был стать 2017 год. Об этом стало известно ещё в 2012 году. Именно тогда ввели патент для индивидуальных предпринимателей. Затем дату прекращения перенесли на 2021 год. Ребята, вся страна 7 лет знает что это произойдёт. Что ж крикуны активировались только сейчас?
Мы сразу начали готовиться к отмене. Просчитывать другие системы. Готовить бизнес к этому. Да, для тех, кто сейчас только рассчитывает ЕНВД и не платит, на УСН таки придётся платить налог. И то не всегда. Наши расчёты показывают, что при УСН (Доходы) страховые взносы предпринимателей тоже часто перекрывают рассчитанный налог и к уплате ничего не остаётся.
Перед кем стоит эта проблема - спрашивайте, поможем. Поверьте, бухгалтеры и налоговые консультанты уже давно всё посчитали.
«Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП». (Ф)
Про маркированные товары разве что ленивый не высказался. А вот прочитать закон не поленились единицы. А в законе написано про три вида товара - лекарства, обувь и меха. Всё остальное из под ЕНВД не выпадает. Выводы сами сделаете?
29.09.2019 законопроект перестал быть законопроектом и стал законом.
02.10.2019 официально опубликован в Российской газете.
Это хороший повод перестать нести ахинею про весь маркируемый товар, а перед публикациями начать читать первоисточник. Или пишут, таки не эксперты?
«Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» - налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые». (Ф)
Про отдельные субъекты РФ - это печаль, конечно. Я тоже очень надеюсь на скорейшее введение этого налогового режима по всей стране. Но в том виде, в каком закон существует сейчас - это большая глупость. Мы в прошлом году, пока закон обсуждался, говорили о подводных камнях. И сейчас они повыползали в полный рост. В том числе и замена сотрудников самозанятыми. Волна понеслась. Поэтому Силуанов и предлагает ограничить список профессий. Это разумно. Обратите внимание - для водителей не собираются вводить ограничения. Кто следил за московским финансовым форумом и посмотрел мероприятие на котором господин Мишустин был модератором, а среди присутствующих был представитель Яндекса, тот прекрасно понимает почему.
«Имущественные налоги продолжают расти
В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.
И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом» (Ф)
Оставлю без комментария. Редкий малый бизнес обладает недвижимым имуществом. А то, что арендная плата будет подниматься - не факт. Доля налога на имущество в арендных платежах не значительна.
«Малый бизнес продолжит сокращаться
Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого - падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию». (Ф)
Про сокращение реальных доходов, пожалуй, соглашусь. Хотя полноценной статистики не имею. Проблема рентабельности не из-за высоких расходов, а из-за того, что во многих бизнесах на рынке «гасят» цены крупные игроки. У них больше ресурсов, чтобы держать низкую себестоимость и, соответственно, низкие цены. Но это проблема не только нашей страны. Иначе бы по всему миру не выступали антиглобалисты.
«Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий». (Ф)
Сокращение юридических лиц действительно наблюдается. Знаете почему? Налоговики проводят масштабную чистку недействующих предприятий. Их закрывают пачками. Многие «бизнесмены» этому даже рады. Исключили из реестра и тратиться на ликвидацию не надо.
А вот увеличение регистрации ИП говорит как раз об обратном. Люди идут в бизнес. Малый бизнес растёт. И могу сказать из своей практики - теперь это происходит иначе.
Если раньше приходили, нет прибегали с криком зарегистрируйте мне ООО у меня бизнес будет, то теперь приходят и просят посчитать - какие налоги, какая прибыль, что выгодней - ООО или ИП. Люди думают. Т.е. идут в бизнес сознательно и готовы к тем налогам, которые предложило государство.
В последнюю пару лет активизировались граждане других государств. Европейских. Вспоминают о своих русских корнях, находят паспорта и регистрируют бизнес в России. Наелись тамошними налогами, хотят платить наши. Если вы хотите возразить про уровень жизни, то вернитесь лет на 60 назад и посмотрите - что было с экономикой в тех странах, с нищетой и налогами. И что стало причиной благосостояния.
«Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом
Национальный проект «Малое и средне предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.
Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне». (Ф)
Что значит за оставшиеся 5 лет? Проект стартовал в 2019 году. На него всего отведено 5 лет. В этом году надо сравнивать как минимум с прошлым годом. А автор просто статистику приводит и то не полную.
С повышение налоговой нагрузки я уже выше писала. Предложения автора… общие слова. Так рассуждает «любая кухарка на кухне». Которая, как вы помните, может управлять государством.
И последнее. В заголовке статьи задан вопрос - какие последствия будут для экономики страны? Ответа в статье нет. Есть только тезисы, вырванные из контекста, ничем не обоснованные, а иногда и не верные. Автор абсолютно не в теме. Цель статьи - всё плохо и будет ещё хуже. Я так не думаю.
Всем удачи! А она, как известно, при ближайшем рассмотрении оказывается всего лишь результатом подготовки и упорного труда.
https://www.forbes.ru/biznes/385605-malyy-biznes-i-nalogi-kto-kogo?fbclid=IwAR14l1V1eVKkUVaSbH_tSkY8BZ3T_ADqDjoG1QAsBUtEJ_IeCqxbkb3iqJg