В качестве компенсации за пессимистичный предыдущий пост расскажу забавную историю.
Почти двадцать лет назад мы в университете развлекались сочинением правдоподобных объяснений различных идиом. И тогда еще малоизвестный, а ныне многознаменитый Александр Витальевич Либер среди прочих придумал примерно такую историю.
"В 1908 году французский авиатор Огюст Фаньер совершал показательный полет над Парижем, врезался в Эйфелеву башню и погиб. После этого известный меньшевик Мартов написал в "Искре", что "царский режим летит к своей гибели так же быстро, как г-н Фаньер над Парижем". А поскольку российский пролетариат вовсе не интересовался парижскими сенсациями, то русский язык обогатился выражением "лететь, как фанера над Парижем".
Опубликовано это было, как помню, в газете "Сорока".
И вот вчера я узнаю от Олега Карпова (который когда-то и занимался публикацией этой развлекушки в "Сороке"), что к нему обратились с лингвистического форума за ссылкой на место у Мартова, где это было сказано. Ибо идет бурная дискуссия о происхождении выражения, и обсуждается версия происхождения от карикатуры на президента Французского республики Армана Фальера и от меньшевика Мартова, по-прежнему сообщающего о скорой гибели царизма по примеру упомянутого Фальера.
Вот так примерно могло выглядеть первая "фанера" над Парижем времён III Республики. Стало ясно, что полёт происходил только в воображении карикатуриста и что ни Эйфелева башня, заметная как символ Парижа на заднем плане, ни сам пилот при этом не пострадали (что логично, иначе шуму было бы не меньше, чем в печально знаменитые 9/11), так что аварии такой в хрониках воздухоплавания зафиксировано быть не могло.
Пилотом фанерного агрегата, карикатурно потерявшего управление, изображён Президент Французской Республики Арман Фальер, всячески поощрявший развитие совершенно новой для той эпохи идеи летательных аппаратов, в том числе, и тяжелее воздуха. (Вообще на эту тему на вышеприведённом сайте есть три карикатуры авиационного содержания с Президентом). Его высокий пост, гомологичный царскому в России, в сочетании с неловким положением в явно неуправляемой (по конструктивным особенностям) стремительно пикирующей фанерной раме, за которую он с ужасом судорожно вцепился, несомненно, вдохновили меньшевика Юлия Мартова на сравнение с царизмом, летящего к своей гибели с такой же скоростью.
Тот факт, что в "Искре", завершившей своё существование в октябре 1905 года, такая статья Мартова появиться не могла, ничего не значит. Мартов запоминается из курса истории РСДРП больше как редактор "Искры" (пока он был с Лениным и позже - с Плехановым, после чего о нём в официальных советских источниках практически ни гу-гу, как о скомпрометировавшем себя "презренным" меньшевизмом, лидером которого он оставался до самой смерти в 1923 г.), а не как плодотворный деятель социал-демократии, написавший, помимо статей в "Искре", массу всяких трудов, большинство из которых было опубликовано после октября 1905 года. Поэтому статья с упоминанием имени Фальера могла вполне появиться в 1908 году в других революционных изданиях (отчего её и трудно искать, но, несомненно, она где-то есть), откуда несколько перевранная фраза (Фальер - фанера, тем более, что и аэроплан - фанерный) и превратилась сначала в анекдот (которым она, на самом деле, и была), а позже в устах советской интеллигенции, не имевшей возможности читать Мартова в оригинале - и в выражение "пролететь как фанера над Парижем".
http://forum.wordreference.com/showthread.php?t=835458&page=3 Поэтому помните, дамы и господа! Мы всегда будем в ответе за наши выдумки :)