Разговаривая с детьми, не жалейте слов

Oct 08, 2006 20:48

В среднем, взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тысяч слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тысяч слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Американский педиатр Сьюзен Канисарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребёнка читать, считает, что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что ребенок быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, из него вырастет человек с высоким интеллектом.

По подсчетам Канисарес, в возрасте 2–3 лет ребенок знает 50–300 слов. В возрасте 3–4 лет словарный запас увеличивается до 500–1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5–2 тысяч слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более шести тысяч слов. Канисарес считает, что для того, чтобы расширить словарный запас ребёнка, его родители прежде всего должны сделать свою речь как можно более богатой и выразительной. Кроме того, не стоит забывать, что ребенок нуждается в том, чтобы с ним часто болтали и вежливо поправляли допускаемые им неточности. Важно, чтобы ребенок не просто знал слова, но и применял их на практике. Это он может сделать только разговаривая со взрослыми. Рекомендуется отвечать на вопросы малыша развёрнуто. Канисарес рекомендует делать это следующим образом. Ребенок: «Собачка говорит гав-гав?» — Взрослый: «Да, собачка говорит гав-гав. Так собачка лает. Наверное она злится потому, что ей еще не дали косточку».

Второй основной источник пополнения словаря — чтение. Чем больше книг читают ребёнку, тем быстрее пополняется его словарный запас, и тем более правильной становится его речь. Особенно полезны в этом отношении стихи: ребёнок — очень музыкальное создание, и стихи для него звучат, как музыка. Слушая и повторяя стихи, он учится «напевать» слова, что значительно облегчает процесс заучивания новых слов. Очень важно, отмечает Канисарес, что стихи приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием, и разные слова с одинаковым значением. Кроме того, очень важно приучить ребёнка к пониманию того, что знак и звук взаимосвязаны. Для этого достаточно предложить ребёнку рисовать картинки, чтобы изобразить слово или понятие. Это облегчит малышу переход к самостоятельному чтению и письму.

Канисарес считает, что ребёнка необходимо немедленно показывать к специалистам, если в 3–4 летнем возрасте он произносит отдельные слова чаще, чем связные фразы, затрудняется запоминать новые слова, чаще повторяет часть заданного ему вопроса, чем отвечает на него, испытывает трудности, показывая называемые взрослым предметы в книжке с картинками.
По материалам washprofile.org
Previous post Next post
Up