May 09, 2014 00:22
Многие в этот день пишут про своих воевавших родных. Я как-то стеснялась, вроде слишком интимно. Но сейчас хочу написать. Правда, у меня нет под рукой их фотографий, ну ничего.
Мой дед по маме. Суходольский Яков Павлович, 1914 года рождения. Белорус. После освобождения Западной Белоруссии смог получить высшее образование и поехал в Минск. Войну встретил там учеником юр.школы. Сразу пошёл в действующую армию. После ранения обратно на фронт не взяли как "не заслуживающнго доверия западенца". Отправили в Бийск доучиваться.
Он не знал, что за несколько дней до войны в деревне умерла его мать. 22 июня её похоронили и тут же его отец, мой прадед, Суходольский Павел Андреевич, вместе со старшим сыном, ушёл с толпой беженцев и партийными документами в леса. Он был председатель сельсовета, и ему нельзя было оставаться в деревне. Остались трое младших детей. Одного убили. Дочь-подросток вырастила оставшегося брата. (upd двусмысленно получилось, растили потом все вместе, дед-то вернулся и даже женился второй раз. В оккпуацию только уберегла.)
Сама была связной у партизан.
Бабушка училась в Бийске в юршколе и познакомилась там с дедом. Она была старшей из семерых детей. Семья переехала в двадцатых годах из Великого Устюга на Алтай. Сама двадцать второго года, самая младшая сестра тридцать девятого. Два брата ушли на фронт, один погиб, второй был в плену.
Их отец, Иванинский Иван Андреевич, потомок сосланных поляков. Хотя ему было за сорок,инвалидность и маленькие дети, ушёл добровольцем и погиб под Островом в Псковской области.
Мой папа родился в Москве 12 мая 1941 года, и вскоре уехал с мамой и старшим братом на Урал. Четырнадцатилетний брат Изя стоял у станка на ящике. Их отец, Рогацкин Исаак Эммануилович, остался в Москве, он был нужен как специалист-торфяник. И служил в Московском ополчении.
Родители деда были уничтожены в июле 43 вместе со всем еврейским населением местечка Колышки Витебской области.
Родители мамы познакомились "благодаря" войне. Родители отца оказались вместе "благодаря" репрессиям.
А может быть, всё-таки вопреки.
И я всеми ими горжусь.
Им доставалось по жизни, и в том числе были несправедливости от власти. Но отделять себя от страны, от Родины им в голову не приходило.