В этом году пропущено множество привычных событий, прошли почти незамечено, и то лишь в Интернете, крупные юбилеи деятелей российской и мировой культуры, ожидаемые и желанные фестивали. Несколько месяцев тянулись без встреч с друзьями и светских вечеров, без театра, выставок.
Балет «Пушкин», Омский государственный музыкальный театр. Поэт - Сергей Флягин, Муза - Наталья Торопова
Так, в начале мая почти незаметно минула круглая дата - 180-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
На сайте Омского государственного музыкального театра в честь этой даты выложена подборка фотографий разных лет со сценами из спектаклей на музыку Чайковского. На одной из них - заслуженный артист России, премьер омского балета Сергей Флягин в главной роли в спектакле «Пушкин».
- Сергей Валерьевич, какие спектакли в Омском музыкальном театре на музыку Чайковского вы назвали бы наиболее значительными?
- Сегодня это опера «Евгений Онегин». Знаменитый спектакль по роману А. С. Пушкина можно считать восстановленным - он вернулся в репертуар театра после пятилетней паузы. С начала 1990-х в Омском музыкальном идёт балет «Щелкунчик» - сказка для всей семьи. Этот балет - один из любимейших у публики всех поколений во всём мире. «Лебединое озеро», к сожалению, сейчас не идёт на нашей сцене. Но музыку Чайковского используют и в современных постановках, не только в классических операх и балетах. В Омске она звучит в балетах «Страсть» Дмитрия Генуса, «Идиот» Надежды Калининой.
- Что лично у вас как артиста связано с музыкой Чайковского?
- Михаил Казиник назвал музыку Чайковского инопланетной. Я разделяю это мнение музыковеда: великие композиторы - все «инопланетяне» мировой культуры. Фактически я начинал в Омске с произведений Чайковского, а именно - с «Щелкунчика»: перетанцевал много партий и в этом спектакле, и в «Спящей красавице». Когда я поступил в труппу Омского музыкального театра 26 лет назад, этот балет ещё шёл. Мы переодевались несколько раз по ходу спектакля. Сейчас нет возможности увидеть его на нашей сцене - не хватает танцующих артистов.
- Может быть, есть ещё спектакль по Чайковскому, в котором вы хотели бы станцевать?
- Возможно, балет «Пиковая дама», партия Германа.
- Как вы поддерживаете форму на карантине? Занимаетесь дома?
- Конечно, как и другие артисты нашего театра. Это наша работа, мы не можем ею пренебрегать, даже когда театр закрыт и нет возможности репетировать, как обычно.
- Многие театры во время вынужденного «простоя» организовали онлайн-трансляции для зрителей: показывали домашние тренировки артистов, отдельные номера из спектаклей или старые постановки в записи. Я ожидала, что от музыкального к 9 Мая будут показаны спектакли прошлых лет о войне.
- Омский музыкальный театр специально к юбилейной дате подготовил несколько концертных номеров и большую праздничную программу, которая транслировалась в онлайн-режиме. Зрители также были бы рады посмотреть и старые любимые спектакли к Дню Победы: оперу «Зори здесь тихие», балет «Карбышев», мюзикл «Небесный тихоход». Но придётся нам всем дожидаться разрешения ситуации, которая сложилась в стране и в мире из-за эпидемии коронавируса.
- Как вы думаете, до конца сезона омичам удастся побывать на спектаклях музыкального театра?
- Трудно судить об этом: сможет ли вообще кто-нибудь сегодня точно назвать дату открытия театров для зрителей? В уходящем сезоне мы вряд ли что-то покажем. Среди верных театралов много людей преклонного возраста, необходимо позаботиться об их здоровье и благополучии. Это не только омская или даже российская ситуация, вы же понимаете. Например, уже объявлено, что главные европейские театры не откроются до конца года.
- В каком спектакле нынешнего сезона вы выходили на сцену последний раз?
- Это был князь Мышкин в балете «Идиот» 19 марта, с Ниной Маляренко в роли Настасьи Филипповны. А на следующий день, 20 марта, мы танцевали адажио из этого же спектакля на творческом вечере главного балетмейстера ТЮЗа Виктора Тзапташвили.
- Пока зрители сидели по домам, негромко прошёл и традиционный конкурс Омского отделения СТД на лучшую театральную работу сезона. Балет музыкального театра «Золушка» назван лучшим спектаклем года, награду за роль Кривляки - премию имени В. Я. Тулуповой - получила солистка балета Анна Маркова. И совершенно заслуженно, не могу ни слова сказать против мастера сцены. Но уверена: редкий зритель не согласится со мной, что самая яркая, самая запоминающаяся роль в «Золушке» была ваша - эксцентричной Мачехи. Работать в эксцентрике с элементами импровизации на сцене - это признак доверия хореографа, несомненного мастерства исполнителя. Так вот, у меня возник закономерный вопрос: почему никак не отмечена Мачеха?!
- Мы можем только предполагать, что за политика стоит за выдвижением на премии года в театральном союзе Омска. В прошлом году балет «Эсмеральда» не был признан лучшим спектаклем, но зато номинировался на «Золотую маску» - пусть и неудачно, а награды Омского СТД получили исполнители главных партий Екатерина Жигалова и Валентин Царьков. В этом году Катя не получила ничего - видимо, потому что была награждена в прошлом. Солист балета Андрей Матвиенко остался без награды, возможно потому, что не выходил на премьерном спектакле. Такие формальные основания могут стоять за выдвижением или не выдвижением на премию, на мой взгляд. Конечно, я вправе был надеяться, что и моя работа будет отмечена уважаемым театральным жюри. Но зато после каждого спектакля публика награждала меня овациями и цветами!
- Когда в последний раз местное театральное сообщество отмечало ваши работы? Я, признаться, вообще не помню такого. Может быть, невнимательно следила?
- Никаких наград за свои работы я не получал со времени «Золотого Витязя» в 2010 году (диплом за лучшую мужскую роль на VIII международном театральном форуме «Золотой Витязь» в Москве. - Е. З.) и присвоения мне звания заслуженного артиста России в 2006 году, несмотря на главные партии в новых спектаклях и весь мой труд. Но, видимо, в нашем отделении СТД считают, что с меня достаточно того, что я уже заработал десять и более лет назад.
- Премии Омского отделения СТД носят такие громкие имена! Щёголев, Ожигова, Тулупова… Мне кажется, что каждый год их давать - просто расточительно. Получается, что при такой ротации год за годом - лишь бы не наградить дважды! - каждый ведущий артист всех омских театров в итоге получит по именной премии. Однако так любая награда обесценивается.
- Есть спектакль, есть творческая работа артистов и постановщиков. И оцениваться должна именно она, а не личное пристрастие членов жюри или других людей, близких к театральной кухне. Пока же всё происходит по принципу «мы делили апельсин».
- Вы работаете на омской сцене 26 лет. Что можете сказать о театре сегодня? Недавно у него был день рождения - 73 года исполнилось Омскому музыкальному.
- Я видел, как менялся наш театр вместе со сменой артистов и балетмейстеров, какие спектакли в нём ставились в прежние годы и теперь: оперы, оперетты, балеты. Какие люди приходили в театр и уходили. Георгий Комаровский, Эрих Розен, Борис Шевченко, Игорь Варнавин, Владимир Ошкуков, Сергей Хворостяной, Станислав Колесник. Это костяк, на котором театр держался. Слава богу, я застал этих людей. А если говорить о Станиславе Вениаминовиче Колеснике, то он внёс значительный вклад в историю города Омска, а также нашего театра и балетного искусства, перенеся на омскую сцену не только классические спектакли П. И. Чайковского, но и других композиторов - ту же «Жизель» А. Адана. Они и сейчас идут в его редакции. Выпускник ГИТИСа, работал в Большом театре. Его дочь, Кристина, также танцевала в Омском музыкальном. Это он принимал меня в балетную труппу, а также в дальнейшем возглавлял детско-юношеский концертно-хореографический коллектив «Мир танца», которым после него руководил и я. К сожалению, его труд остался не оценённым. Станислав Вениаминович заслуживает того, чтобы о нём помнили, чтобы омичи знали, как много этот человек сделал для нашего города.
- Может быть, настала пора вернуть памятные гранитные звёзды - те, что убрали с крыльца музыкального театра с приходом в него нового директора?
- Никто даже не упоминает о них сегодня, все забыли. Хорошо, что у нас есть верные зрители, которые не смотрят на премии и награды, а приходят посмотреть на игру любимых артистов. Ради зрителей мы работаем и выходим на сцену, чтобы делиться эмоциями, дарить своё искусство людям.
Беседовала Елена Завьялова.
Материал на сайте «ВОмске»