Сегодня на
Аллее литераторов установили гранитную стелу в память о
Сергее Залыгине. Две недели назад
я писала о нём для сайта ВОмске.
Как ни относись к бюрократическим играм, но Год экологии был объявлен и привлекает к проблемам окружающей среды чуть больше ресурсов, чем обычно. Случайно так получилось - просто дошла очередь, или то был сознательный выбор Общества коренных омичей, но в Год экологии, этим летом, на Аллее литераторов в Омске будет установлен камень в память об академике Залыгине. Прозаик, учёный, Сергей Павлович Залыгин в 1940-1950-е преподавал в Омском сельхозинституте, заведовал кафедрой мелиорации. Писал хорошую, что называется крепкую прозу - о природе и людях юга Западной Сибири, истории этих мест, куда в старину стремились в поисках Беловодья - русского Грааля.
Залыгин не состоял в КПСС, потому и к управлению литпроцессом смог приблизиться лишь в преклонном возрасте, в перестройку. В середине 1980-х возглавил журнал «Новый мир» - главный толстый журнал той эпохи. Это Залыгин вернул нашему читателю Солженицына, на страницах НМ восстановил многие и многие страницы народной памяти, «вправил мозги» современникам. И написал под занавес жизни «Экологический роман».
В европейской литературе автором жанра экологического романа считается Ромэн Гари, последний гений литературной мистификации. В отечественной литературе экологическая тема в полный рост встала в произведениях так называемых почвенников да деревенщиков - прозаиков 60-70-х, в те годы, когда социалистическая утопия обернулась реальным затоплением огромных пространств нашей родины в результате строительства ГЭС.
Так вот, роль Залыгина - литератора вроде бы не первого ряда, не партфункционера и не диссидента - в жизни страны и даже влияние его деятельности на нынешнее наше существование уникальны. Именно его веское слово не позволило поставить в Сибири ГЭС, затопившие бы нефтяные тюменские поля - ещё до впечатляющих результатов геологоразведки в этом регионе. Представьте, что тюменская нефть могла не прийти в российскую экономику или пришла бы с существенным запозданием…
Позже ленинская партия, стоявшая во главе государства, увлеклась новым утопическим проектом - по переброске вод северных рек в Среднюю Азию, для орошения хлопковых полей. Об экономической эффективности речи не шло - кто бы тогда считал, во сколько это выльется советскому бюджету, если в рабах у государства - все его граждане? Залыгин со своими единомышленниками - учёными и писателями - не позволил осуществиться и этой авантюре.
Сейчас в Омске канонизируют Сергея Манякина. Залыгин противостоял советской партийной верхушке в её стремлении повелевать уже не миром, а природой в тот период, когда за положительное решение вопроса о переброске вод северных рек отвечал Манякин - бывший первый секретарь омского обкома, председатель Комитета народного контроля СССР. Можно найти в Сети впечатления журналиста Л. Радзиховского о совещании под председательством Сергея Иосифовича: судьба рек, казалось, была решена. С одной стороны стола - патриоты Сибири, обеспокоенные уничтожением родных земель, эмоционально отстаивающие сибирские реки. По другую сторону - партийный функционер, задача которого - сделать всё для воплощения пусть даже самых безумных планов партии и советского руководства. Академик Залыгин, посвятивший жизнь родной земле, науке и литературному труду, был на стороне патриотов. И эта сторона оказалась правой.
В экологической публицистике Залыгина трудно увидеть эмоциональность. Это, как правило, рациональные, то есть разумные соображения, уверенные и весомые. Его заметки, написанные десятилетия назад, воспринимаются как голос нашего времени, дня, в котором мы живём. Писатель говорит о том, что в природе нет ничего лишнего. Говорит о необходимости экологизации культуры.
Он затрагивает и вопросы, которые сегодня публично в нашем обществе не обсуждаются: нравственно ли использовать конкретные плоды человеческого прогресса, если они получены путём уничтожения природы, вредят ей и будущему человечества? Зачем в современных условиях, при нынешней привычке к комфорту, при несметных природных богатствах страна растрачивает ресурсы на войну? А в деле сохранения природы должен ли быть эколог бойцом, или он оборонщик?
Как многие интеллигенты-перестроечники, он был лоялен к проявлениям религиозности, видел в религиях некие природные образования, признавал за ними нравственность и духовность.
И ещё Залыгин заметил, что в отсутствие развитой экологической этики общество в связи с природными катаклизмами способно сплотиться только перед лицом угрозы своему существованию: уровня Чернобыльской катастрофы или проекта поворота сибирских рек.
Возможности современного информационного общества удивительны: сегодня в блогах ВОмске публикуются живые воспоминания дочери Сергея Павловича Залыгина,
gsm40 Галины Мушинской. Её заметки об омском детстве - по сути страницы литературного краеведения. И повод прочесть что-нибудь из Сергея Залыгина - русского прозаика, сделавшего для российской экологии не меньше, чем для литературы.