Оригинал взят у
sibariana в
Путеводитель по Нефтяникам. часть 1По просьбе
e_n_z я год назад пытался составить нечто вроде путеводителя по историческому центру Нефтяников. Подразумевалось, что это будет текст, сопровождающий туриста, идущего по " красной линии", то есть по определенному маршруту, отмеченному на местности. Я честно посмотрел все примеры, впечатлился...и надолго завис в неразрешимой проблеме.
В Нефтяниках нет ничего индивидуального- ни дома с оригинальной архитектурой, ни значимых событий, ни известных персонажей. Рассказывать не о чем. Только о духе городка. Советский коллективизм тут торжествует, полностью и бесповоротно.
Я счел эскперимент неудавшимся и забросил его.
Сейчас выкладываю просто так.
Есть схема, но не могу вытащить из почты ( работа с большими текстами на планшете- редкостный мазохизм, доложу я вам:)))
Короче, это путь от перекрестка Нефтезаводской и Мира до сквера напротив университета, а потом по проспекту Мира до дворца Малунцева. Первая часть, разбитая для помещения в пост.
Вводная (участок Советский райисполком - сквер по проспекту Мира).
Перекресток двух важнейших улиц Нефтяников: улица Нефтезаводская и проспект Мира. Нефтезаводская почти точно направлена на управление нефтезавода. В первые годы, когда не существовало озеленения и высотных домов, от перекрестка можно было видеть шпиль со звездой заводоуправления. До этого здания от перекрестка примерно 5 километров.
Решение о строительстве Омского нефтезавода было принято в конце 40-х годов, строительство начато в 1949 году. Это было очень сложное и ответственное решение для страны, все еще лежащей в руинах после Великой Отечественной. Во-первых, не было ни средств, ни ресурсов для строительства такого масштаба, во-вторых, не совсем понятна была идея строительства предприятия по переработке нефти в том месте, где нефти не было. Омский нефтезавод полностью являлся стратегическим объектом в советском смысле этого слова- он строился как часть промышленной базы в глубоком тылу, недосягаемом для американских бомбардировщиков, а также на отдаленную перспективу - на освоение Сибири.
До ввода нефтезавода в эксплуатацию в 1955 году ни одна одна страна мира не располагала опытом переработки нефти в условиях континентального климата: при зимнем периоде свыше семи месяцев в году и при диапазоне колебаний температур от плюс 40 до минус 50. Самой главной проблемой было то, что разделение сырой нефти на фракции требует температуры в сотни градусов - можно представить, как обеспечивать это в сибирский мороз в промышленных масштабах. Ближайшие базы месторождений и переработки нефти тогда располагались в Башкирии, за две тысячи километров от Омска, но их история начиналась в 30-х годах, да и климат там был помягче. Все аргументы «против» были широкоизвестны - все же стройка началась, и, невзирая на все препятствия, была закончена в срок.
В наше время примерно так же можно воспринимать промышленное строительства в Антарктиде: на неосвоенном месте, без ресурсов, с неясными перспективами производства.
В таком подходе можно увидеть все положительные и отрицательные моменты советской индустриализации: все принятые решения имели не экономическое, а стратегическое обоснование, являлись волевым актом, который перекраивал судьбы целых регионов, кроме того проводились жестко, не взирая на потери, до победного результата.
По косвенным данным и по крайне энергичному напору в осуществлении проекта можно подозревать, что инициатором строительства был Берия, в то время второе лицо в СССР, или ближайший круг его сподвижников. Лаврентий Павлович курировал нефтяную промышленность, занимался планированием в масштабах всей страны, в его распоряжении были разведданные о потенциальной угрозе нападения. Он же мог знать о результатах первых геологических разведок в Западной Сибири, которые позволяли предполагать о наличии нефти в сибирских болотах. Только деятель такого уровня и степени влияния мог продвинуть идею нефтезавода в Сибири.
Авантюра конца 40-х годов полностью оправдалась в 60-е, когда началось крупномасштабное освоение месторождений в Западной Сибири: пункт переработки нефти оказался поблизости, а омское топливо двигало фронт освоения все глубже в тайгу. Без Омского нефтезавода оказались бы трудновыполнимыми многие масштабные проекты того времени на востоке страны: целина, освоение глубинных районов Сибири и Арктики, создание крупнейших промышленных центров на Транссибе, оборона восточных границ.
Омский нефтезавод в советское время считался крупнейшим нефтеперабатывающим предприятием Союза, а по некоторым параметрам - и крупнейшим в мире. На его базе был создан промышленный район химических предприятий, с учетом его расположения создавалась сеть магистральных нефтепроводов и прочих коммуникаций. На север от Нефтяников находится промышленная зона размером с целый город площадью в пятьдесят квадратных километров.
Все же более интересен заводской поселок, который возник около первых предприятий северо-западного промузла - нефтезавода и ТЭЦ. Городок Нефтяников создавался на пустом месте, на полях пригородного совхоза, поэтому ничто не мешало архитекторам и жителям воплощать в жизнь представления того времени о соцгороде, городе-саде, который представлялся им ростком коммунистического будущего. Нефтяники - артефакт 50-х годов, сохранивший в строительных конструкциях идеологию реального социализма. А она весьма далека от привычных штампов.
2. Сквер и памятный знак.
Сквер в окружении жилой застройки - бывшее кладбище села Захламино (станицы Захламинской), захоронения на котором прекратились в конце 1950-х. Единственная топографическая примета, которая сохранилась от бывшего села: в настоящее время никто не может указать уверенно, где все-таки располагались дома и улицы, на которых два с половиной столетия жили омские крестьяне.
Можно сказать только то, что современный проспект Мира - это старинная дорога по правому берегу Иртыша, которая прослеживается от устья Тары на севере до Алтая на юге. Эта дорога имела статус стратегической, так как на ней располагались опорные пункты Иртышской линии укреплений. На данном участке дорога вела от Омской крепости до Чернолученской станицы; расстояние между опорными пунктами Линии соответствовало стандартному дневному переходу на конях - 40 километров. А между опорными пунктами стали возникать деревни - в часе ходьбы друг от друга. Захламино показано на карте 1745 года. Для русского фронтира в Сибири это было трудное и опасное время, так как периодически обострялись то джунгарская (монгольская), то китайская угрозы, приток людей из Центральной России был невелик, казаки и крестьяне поднимали целину и обустраивали новые территории. Так складывалась одна из важнейших сельскохозяйственных областей Сибири - Прииртышье, входящая в число самых экстремальных районов земледелия в мире.
Название «Захламино» имеет малороссийское или южнославянское происхождение, и означает - «за холмом». Под холмом подразумевается возвышенность Лысая горка, где ныне располагается телецентр с мачтой. От северо-западной окраины Омска ближайшую пригородную деревню отделял холм - Лысая горка с лесом и древними курганами, а также огромный овраг - возможно, русло давно высохшей мелкой речки.
Захламино считалось деревней зажиточной и многолюдной, иногда именовалось казачьей станицей. Бревенчатые дома тянулись по обе стороны от дороги, немного южнее сквера - в сторону Иртыша - на прииртышской террасе. Пятьдесят лет назад, до зарегулирования верховьев реки, Иртыш в половодье заливал всю пойму и та площадка, где сейчас видны многоэтажные дома, приречная местность полностью уходила под воду. Зато потом высыхающая пойма покрывалась стаями перелетных птиц, позволяла в протоках ловить рыбу, а заливные луга составляли основу сибирской гордости - масла, которое славилось по всей Европе. Деревня снабжала город зерном и мукой, овощами и мясом, иртышской рыбой. Особенно ценился местный самогон, за которым на кутежи из Омска наведывались любители пошалить подальше от полиции.
В Гражданскую войну здесь скрывался от красных будущий атаман Анненков: отсюда он во главе конного отряда отправился в самый центр большевистского Омска, ворвался в Казачий собор, вынес древний стяг Ермака и с ним умчался в казахские степи, чтобы поднять там восстание. За этакие художества и крайнюю жестокость его потом расстреляли, а четырехсотлетний стяг, казачья святыня, исчез.
В 1968 году, в честь 50-летия ВЛКСМ, комсомольцы Нефтяников на месте закрытого кладбища установили памятный знак над капсулой - посланием потомкам 2018 года. О содержании можно догадаться по аналогам - послание обращено к людям, живущим при коммунизме. В такой процедуре проглядывает символический смысл: старинное кладбище, освященное христианскими крестами и молитвами, заменялось новой верой в светлое будущее, в котором отменялись религия и сама смерть.
Дата имеет еще один подтекст: в 1967 и 1968 годах проходили юбилейные мероприятия, посвященные победе Великой Октябрьской Социалистической Революции. Пятидесятилетний рубеж представлялся как критичный, после которого начиналось установление нового миропорядка. Причем навечно.
3. Возвращение по проспекту Мира к перекрестку с улицей Нефтезаводской
Исчезнувшее Захламино в начале 50-х и коммунистическое освящение города в 1968 году дают две временные границы, в которые умещается история промышленной утопии 50-х годов. Сохранившиеся здания несут скрытую символику, которая позволяет наглядно представить мечты о коммунизме того времени.
Строители Нефтяников не испытывали ни малейшего сожаления по поводу исчезновения Захламино. В их представлении это было правильным, так как все старое и отсталое по законам природы уступало место новому и прогрессивному. Оставалось только это новое построить…
Задача, которая стояла перед строителями нефтезавода, действительно была трудновыполнимой.
В окрестностях Омска отсутствовали строительные материалы - кроме глины, из которой изготавливаются кирпичи, и песка из русла Иртыша. От других промышленных центров, где возможно изготовление конструкций, труб, оборудования, Омск отделяли сотни и тысячи километров по единственной коммуникации - Транссибу. В самом городе даже не было строителей и будущих рабочих: еще во время Великой Отечественной в городе началось строительство оборонных предприятий, которые поглощали все людские ресурсы.
Но никто не мог представить, что решение партии и правительства может быть не выполнено.
История Нефтяников началась с десанта заключенных ГУЛАГа. Тысячи людей из эшелонов были брошены в открытую степь буквально как солдаты в наступление: им предстояло за немногие теплые месяцы обустроить свои зоны. В том случае, если бы зима застала их неподготовленными, то населению лагерей оставалось бы только умереть от холода и болезней, хотя один из крупнейших городов страны располагался в часе ходьбы. Омск сам задыхался от нехватки жилья и всего самого необходимого, поэтому ничем не мог помочь строительству на окраине.
Так начинались все большие омские стройки 40-х годов. Единственной возможностью строить было массовое применение труда заключенных. Они были жизненно необходимы сталинской экономике как армия государственных рабов, которая практически бесплатно могла выполнять строительные работы в тех условиях, когда не было возможности оплатить их труд. В военные годы в Омске начал функционировать Омлаг-Омскстрой: на строительстве заводов и обустройстве эвакуированных работало от 7 до 30 тысяч заключенных, число которых пополнили в конце войны пленные немцы и японцы. Только таким путем можно было восполнить убыль в 40 тысяч мобилизованных мужчин, многие из которых не вернулись с войны.
Для строительства нефтезавода в 1950 году был создан Омлаг, работы велись под непосредственным управлением МВД. Первоначально в лагере содержалось 2 тысячи человек, потом в отдельные этапы численность могла увеличиваться до 20-28 тысяч человек. По воспоминаниям, вся территория будущих Нефтяников и нефтезавода по периметру была огорожена, а внутри дополнительные заборы выгораживали лагеря для разных категорий заключенных, охраны и бараки для вольнонаемных. Вокруг возникали землянки и хибары освобожденных, которым некуда было возвращаться, притоны воров, пристанища шлюх и спиртоносов в зоны: неизбежное последствие лагерного строя жизни, из которого не все находили выход. Атмосфера таких мест лучше всего передается остротами тех лет. Например, шутливым недоумением: «был в Омске - и не убили!» или расшифровкой топонима : «Омск - отдаленное место ссылки каторжных».
От той эпохи не осталось никаких следов на местности. По Нефтезаводской ежедневно, в любую погоду, брели на стройку и обратно колонны зеков в окружении конвоев, на месте нынешних домов стояли бараки и вышки охраны. Воспоминания заключенных можно пересчитать буквально по пальцам одной руки, хотя среди нефтяников было немало бывших заключенных. Они оставались после отбытия срока, заканчивали общее образование и получали рабочую квалификацию, возвращали боевые награды и партбилеты. Но эти люди никогда не рассказывали о своем лагерном прошлом.
Единственное развернутое повествование о тех годах содержится в прозе и мемуарах Сергея Залыгина. Выходец с Алтая учился в конце 30-х в СИБАКах, то есть в нескольких километрах от Захламино, так что непонаслышке знал эти места и мог прислушиваться к слухам о происходящем там впоследствии. В одном из романов он описал Захламино как мрачное место пересылки - перевалочной базы проекта 501 (заполярной железной дороги). Отсюда уходили вниз по Иртышу и Оби в долгое плавание баржи с заключенными. Один раз, по его словам, заключенных погрузили в неочищенные танки нефтеналивной баржи: баржа вспыхнула на середине Иртыша и выгорела вместе со всеми людьми. В принципе, такой случай вполне соответствовал жестоким нравам того времени, но сам факт перевалочной базы в Омске документами не подтверждается.
Если в остальном Советском Союзе ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря) и прочее хозяйство ГУЛАГа скрывались от мирной вольной жизни, то в будущем соцгороде ситуация была обратной - как раз островки вольных строителей и первых работников нефтезавода прятались внутри городского района, полностью находящегося в системе ГУЛАГа.
И как раз в это время строительство омского нефтезавода объявлялось всесоюзной комсомолькой стройкой, на котором молодое поколение должно было учиться коммунистическому труду и образу жизни. Во всей стране комсомольские организации выдавали путевки выпускникам школ и ВУЗов, газеты печатали репортажи об экипаже крейсера Тихоокеанского флота, который после демобилизации в полном составе приехал на стройку, на фотографиях лозунги и оркестры встречали юных строителей коммунизма.
Нам действительно невозможно понять эпоху, в которой искренний трудовой энтузиазм отделялся несколькими метрами колючей проволки от рабского труда ГУЛАГа.
4. От перекрестка с Нефтезаводской - до Дворца Культуры Нефтяников (ныне - им.Малунцева)
На пересечении Нефтезаводской и проспекта Мира находится здание бывшего Советского райисполкома - районного исполнительного комитета Советского района города Омска. В СССР это был низовой орган власти, который формально руководил жизнедеятельностью заводского района. Формально - потому что очень многое в жизни района определяли градообразующие предприятия: нефтезавод, ТЭЦ, строительный трест. Для обеспечения правильного руководства в том же здании располагались районные комитеты Коммунистической Партии Советского Союза и Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.
В облике здания есть несколько странных черт: во-первых, оно принадлежит лаконичной функциональной архитектуре 60-х годов, что контрастирует с общим обликом Нефтяников в стиле провинциального сталинского ампира; серый цвет исполкома против желто-белой гаммы домов по проспекту Мира. А во-вторых, райисполком словно сдвинут из признанного центра городка на некоторое расстояние, достаточное, чтобы убрать из поля зрения, но при этом сохранить центральное положение. По незыблемым законам советской архитектуры зданиям райкомов и райисполкомов надлежало стоять на центральной площади, иметь помпезный вид и находиться в одном ансамбле с памятником вождям марксизма-ленинизма. В Нефтяниках все это отсутствует, атрибуты власти не занимают центрального положения. Смысл такого решения станет ясен, когда мы попадем в настоящий центр заводского поселка.
До него примерно полкилометра по проспекту Мира. На данном прямом участке длина проспекта не больше километра, ровно посредине транспортную магистраль пересекает другой проспект - Культуры: точка их пересечения и является центром городка. Строения по проспекту Мира строго симметричны относительно перекрестка.
Проспект Мира - главная ось заводского поселка, но не только транспортная артерия, проложенная в створе старинной дороги. Это своего рода фасад ядра Нефтяников, построенных в 50-е годы и без искажений сохранивших первоначальный замысел. Правая сторона с нечетной нумерацией не представляет интереса, тут более поздняя застройка - в советское время это были дома, предназначенные для жилья. А левая сторона выглядит немного иначе - тут заметны попытки создать архитектурный ансамбль в едином стиле, скупыми средствами придать зданиям монументальность и торжественность. Во всех больших советских городах начиная с 30-х строились кварталы и улицы как средство пропаганды, как зримое воплощение победы советского строя. Надо представлять эффект от вида высоких светлых четырех- и пятиэтажек, часто со шпилями и лепниной, которые возвышались над одноэтажной деревянной застройкой.
Первообраз таких строек - сталинские высотки в Москве; в провинции все гораздо скромнее, но при виде незатейливо декора в памяти тут же появлялись просторные и светлые дворцы эпохи сталинизма.
В пятиэтажках домах первый этаж отдавался под магазины и по их перечню можно оценить, как должен был обеспечиваться быт строителей коммунизма: ремонтные мастерские, булочные, кулинария, гастроном и универмаг, библиотеки и книжный магазин, ресторан и кафе. Опять приходится повторять слово «скромно» - но при этом достаточно.
Название проспект не совсем соответствует назначению улицы: она скорее решена как ряд аллей, с зелеными насаждениями посредине и рядами растительности со стороны тротуара. В 50-е тут сажали тополя как самые быстрорастущие деревья и они за пару десятилетий создали полноценную защиту от пыли, шума и летнего солнца. Нижним ярусом шли кустарники, которые образовывали сплошной зеленый барьер от автомобилей. Центральная аллея служила местом прогулок, на ней стояли скамейки, вазоны с цветами, разбивались цветники и газоны. Движение автомобилей было незначительным, так как грузовой транспорт направлялся в обход, личный транспорт практически отсутствовал, а общественный был представлен редкими автобусами и трамваем. Но фотографиях того времени люди свободно гуляют по проезжей части в вечернее время под уютным светом фонарей. Можно сказать, что здесь воссоздавался некий аналог южных и европейских городов, в которых вся жизнь проходит на улице,
Сейчас улица, неприсособленная для современного нашествия транспорта, задыхается в пробках, даже после выноса трамвая.
Пересечение двух проспектов - Культуры и Мира, образует обширную площадь. Сейчас она используется как автостоянка и место размещения разномастных киосков, но первоначальное назначение было другим - здесь предполагались массовые общественные мероприятия вроде митингов и демонстраций, разумеется, проводимых компартией и комсомолом. Площадь всегда была многолюдной из-за обилия магазинов, работы Дворца Культуры как кинотеатра, а также остановок. В летнее время тут устраивались немудренные атракционы для детей, стояли бочки с квасом (и неизбежные очереди при них), стенды с прессой и заводскими стенгазетами. Часто происходили концерты самодеятельности, а то и заезжих артистов - многие знаменитости тех лет не чурались ехать в любое место страны для выступления перед трудящимися.