Книга Ирины Борисовны Гладковой «Пётр Ребрин: за и против», получившая
премию «Серебряное перо Руси» года, - это сборник дневниковых записей, воспоминаний и фрагментов записных книжек. Многое из представленного опубликовано впервые.
Книга издана на средства семьи писателя, и это вызывает смешанные чувства: Ребрин - один из крупнейших омских прозаиков; сохраняется интерес к этому автору и его очеркам в русском литературоведении в целом, естественно - в литературном краеведении. Но позаботилась о выпуске сборника ценных материалов семья, а не одно из вузовских издательств или, например, региональное министерство культуры.
Опубликованы тексты, которые сам прозаик так и не оформил до конца, не придал им завершённости из-за того, что в своё время они были отвергнуты издателями ещё на этапе авторского замысла. Ребрин плотно работал в региональной журналистике, у него просто физически не было возможности сознательно писать «в стол».
Непривычно скомпонованы в книге дневниковые записи: подробные разъяснения и исторические отсылки публикатора внедрены в собственные тексты Ребрина. Автор-составитель объяснила это их разрозненностью, фрагментарностью. Здесь как раз и проявился более всего вклад И. Б. Гладковой как самостоятельного автора в это издание: она своим сквозным комментарием связала воедино рассыпающуюся ткань ребринских дневников.
Подборка отдельных заметок, афоризмов, разрозненных фрагментов услышанных где-то разговоров и произведений народного творчества даёт представление о характере труда писателя-публициста, колесящего по области, интересующегося всем происходящим, глубоко переживающего за землю и людей. Основательность, «настоящесть» Ребрина - прежде всего в его собственных записях. В целом же масштаб его личности вырисовывается в сочетании ребринских текстов с воспоминаниями его друзей и близких. Это не придуманное славословие, не парадное представление триумфатора, а честный рассказ о живом человеке - значительном в своём деле и значимом для каждого из членов семьи, друзей и даже соседей по дому, в котором жил.
Дочери писателя предоставили для издания фотографии из семейного архива. Это также одна из особо ценных составляющих книги. Вызывает уважение то, насколько важным было для него самого всё, что связано в семьёй, и как почтительно относились к его труду близкие люди. Знаю, что кабинет Петра Николаевича остаётся в неизменном виде на протяжении десятилетий - и сегодня можно увидеть, в какой обстановке работал писатель.
Немного досадно, что Ирина Борисовна пощадила некоторых участников публичной травли Ребрина в 60-70-е годы и не назвала их имён в книге или не осветила более подробно суть конфликта внутри омского писательского сообщества, которое не впустило этого крупного писателя и человека в своё мелководье. Кстати, та самая гнилая водица и по сей день остаётся питательной средой для некоторой части омских литераторов…