К 250-летию Омска. Знаменитые туристы в Омске

Jul 20, 2015 23:39

Оригинал взят у sibariana в К 250-летию Омска. Знаменитые туристы в Омске


О дореволюционном Омске обычно говорят как о некультурном и отсталом городе. Такой приговор Омску выносится без сравнения его с другими городами. При более внимательном сравнении нельзя не констатировать, что в культурном отношении Омск стоял не ниже, а во многих отношениях выше многих губернских городов старой России.
Конечно, в старом Омске, как и во всей старой России, были налицо все язвы общественной жизни того времени. Но наряду с этим были и подлинные культурные явления, пробуждавшие жизнь города, были люди, которые несли знания и свет в массы.
Еще в третьей четверти XVIII столетия генерал Шпрингер (командующий Сибирским корпусом.-А.П.) сам крупный военный специалист, собрал в Омской крепости большой по тому времени коллектив военных инженеров. Здесь проектировались крепости Колывано-Вознесенской линии, над которыми работали приехавшие из России инженеры Малм, Зеленый, Романовский, Уксусников. Андреев и другие. (Кочедамов В. И. Омск. Как рос и строился город. Омск, I960, стр. II).
В числе инженеров были широкообразованные лица. Инженер-капитан Иван Андреев является составителем известной «Домовой летописи». У строительства Воскресенского крепостного собора стоял сибирский летописец Иван Черепанов. О протоиерее этого собора Петре Федорове автор «Домовой летописи» пишет: «имел библиотеку, учил детей по латыне достаточно...» (Правда, дальше летописец отмечает о далеко не гуманном методе преподавания протоиерея Федорова: '«но держал учеников строго и всех переувечил бесчеловечно»).
«Общественная жизнь в Омской крепости при Шпрингере и при следующих за ним четырех командирах Сибирской линии. - пишет И. Я. Словцов, - начала принимать европейский характер...» (Историческая хроника Омска, стр. 50). Большая, галерея культурных деятелей проходит в Омске XIX в. Во второй половине столетия здесь сосредоточен был круг видных общественных деятелей, патриотов Сибири- Ядринцев, Потанин, Усов и др.
Раньше здесь находились на поселении декабристы, петрашевец- поэт Дуров. Среди военного чиновного люда встречались люди образо-ванные: великий русский металлург П. П. Аносов, офицер AM. Врубель (отец известного художника М. А. Врубеля), писатель П. И. Наумов и многие другие.
Через Омск на Юг, юго-восток и восток Сибири, в Джунгарию, Мон-голию следовали экспедиции и отдельные путешественники и исследо-ватели. В 1734 году Омск посетил член экспедиции Академии наук, первый историк Сибири Миллер, в 1771 году-участники Академической экспедиции Паллас и Фальк.
В начале XIX века через Омск прошел пешком по Сибири англичанин Кочрен, который останавливался в Омске; он свидетельствует• о наличии образованных людей в городе. В 20-х годах в Омске был литератор В. Карлгоф. В письме из Омска он сообщал о культурной жизни здесь.
В 1829 году Омск посетил естествоиспытатель и путешественник, великий Гумбольдт. При встрече в воинском казачьем училище воспитанники азиатской школы приветствовали его на монгольском и других языках.
В 1856 году в Омске во время путешествия на Тянь-Шань останавливался известный русский путешественник П. П. Семенов (Тянь-Шанский).
В 1876 году в Омске были натуралисты Финш и Врем-автор книги «Жизнь животных», а в 1885 году - американский писатель-путешественник Георг Кеннан - автор книги «Сибирь» и другие.
Омск дал целую плеяду путешественников и iисследователей. Это Г. Н. Потанин, Чокан Валиханов, М. В. Певцов, Н. М. Ядринцев, И. Ф. Бабков, И. Я. С ловцов, И. Н Шухов, А. Н. Седельников и многие другие.
Омские ученые внесли большой вклад в дело изучения громадных пространств Западной Сибири, Алтая, Казахстана. Вместе \с тем, мно¬гие из проследовавших через Омск отечественных и иностранных путе¬шественников (хотя и беглым, но наблюдательным и зорким взглядом окинувшие Омск), равно как и омские ученые и писатели, оставили свои записи об Омске.
Ниже приводятся отдельные страницы из истории Омска в описа¬ниях отечественных и иноземных авторов.

А.Ф. Палашенков



МИЛЛЕР ГЕРАРД ФРИДРИХ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ
(1705-1783)
В начале XVIII века потребность в развитии отечественной промышленности и необходимость освобождения ее от зависимости западноевропейского капитала ставят на очередь использование сырьевой базы Сибири.
Для осуществления этих мероприятий требовалось, первым делом, исследовать необъятные пространства Сибири, «погруженной для географов во глубокий мрак".
В 1733 г. Сенатом и Академией наук была организована и послана под начальством Беринга экспедиция, имевшая целью «равные надлежащие до науки обсервации». В состав экспедиции, помимо астронома, натуралиста и других, вошел также и историк Г. Ф. Миллер.
Десять лет затрачено на сбор материалов по истории Сибири. В этих целях «я все страны сего обширного государства, в длину и ширину, до Нерченска и до Якуцка объездил», - пишет Миллер.
В своих исследованиях Сибири Миллер особенное внимание уделил Прииртышью, где еще при Петре I возник ряд крепостей. Возвратившись в 1743 г. в Петербург, Г. Ф. Миллер 20 лет работал над подготовкой к печати собранных материалов по истории Сибири. Собранный и обстоятельно обработанный Г. Миллером огромный фактический материал сохранил до сих пор свое научное значение и в известной мере является первоисточником по истории Сибири, тем более, что некоторые документы, на которые опирается в своей работе автор, не дошли до нас и доступны изучению лишь по тем копиям, что приложены в его «Истории Сибири».
Первый том «.Истории Сибири» Миллера повился на русском языке в 1750 г. Отдельные главы второго тома «Истории Сибйри» были напечатаны на русском языке в нескольких выпусках журнала «Ежемесячные сочинения».
В 1760 г. в январском и февральском выпусках «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие» (изд. в Санкт-Петербурге при Академии наук) помещена статья Г. Ф. Миллера «Известия о песошном золоте в Бухарин», в которой он пишет «о строении крепостцей при реке Иртыше», в том числе, и крепости Омской, где он был в 1734 г.
«Того ради как подполковник Бухольц с людьми пришел к устью реки Оми, то там остановись о своем принужденном от Ямышева возврате губернатора возвестил; и представлял, не удобно ли будет на сем месте заложить крепость, дабы людей и всякия воинския потребности там оставить, ежели оныя впредь, как надеяться можно, в сей стране будут надобны...
Князь Гагарин, получа известие от подполковника Бухольца, не только представление его за благо принял, но и послал к нему для дополнения полков 1300 рекрут в трех партиях. И так немедленно крепость при реке Оми строить начали. Артиллерии 'поручик Каландер имел опять смотрение над строением. Избрали ‘место на южном берегу реки Оми около 50 сажен от ея устья. Низкий земляной вал в фируре правильного пятиугольника обнесен полисадом, с пятью таких же болверков на углах, и со рвом, около которого поставлены были рогатки. Сие крепостное строение еще до зимы приведено в полное состояние. Правда, что в бытность мою там в 1734 году крепость была четыреугольная, и только полисадом обнесенная, из которых каждая сторона содержала в длине по сту сажен. Но как на другой год в Селенгинск я прибыл, и гам застал господина Бухольца бригадиром и комендантом, то он меня обнадежил, что заложенная им крепость подлинно так сделаяна была, как она прежде описана. Называли ее по ея положению Омскою крепостью. Она отстоит от Тары в 277 верстах, а от Тары до Тобольска считается 435 верст». (Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащия. Февраль 1760 года, Спб., стр. 103, 105).
ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС (1741 - 1811)
Петр Симон Паллас - член Петербургской Академии наук. В 1767 г. переехал в Россию для работы в Петербургской Академии. В 1768-1774 гг. Паллас возглавил экспедицию Академии в районы Поволжья, Прикаспийской низменности, Башкирии, Урала, Забайкалья, Сибири. В состав экспедиции входили Лепехин, Зуев, Рычков, Соколов, Гмелин - младший, Фальк, Георги и др. Во время путешествий был собран большой материал по геологии, ботанике, зоологии, этнографии, о естественных бо¬гатствах областей, горной промышленности и пр. Результаты экспедиции были опубли-кованы в труде «Путешествие по .разным провинциям Российского государства».
В конце мая 1771 г. Паллас по тракту через Абацкое, 0рлово, Крутинку, Тюкалинскую слободу, Бекишево, Мельничное, проехал в Омскую крепость.
Военное начальство в Омске приняло Палласа холодно, не давало ему необхо¬димых оправок, относилось к нему недоверчиво. Это дало повод путешественнику с иронией заметить, что «бог войны есть враг муз».
На обратном пути из Сибири в Россию, в феврале 1773 г. Паллас и Георги проехали через Тару.
«Омская крепость заимствует название свое от .реки Оми, на устье которой лежит она; ближе к Иртышу эта река, как сказывают, вытекает вместе с Тарой из 'некоторого в Барабинской степи находящегося Тартасом именуемого болота. Старая крепость обведена деревянной стеной с бастионами и рвом. В ней находилась одна такая худенькая деревянная церковь, против которой построены были деревянная гауптвахта, с украшенными воротами, а против их дом для главного всех Сибирских пограничных линий начальника, который всегда главное свое пребывание имеет в Омской крепости. Сверх сего находятся околю церкви различные офицерские дома; дом комендантский и один старый, в котором ныне находится управительская канцелярия над Чернолульей и Омской слободой, а прежде была в нем церковь шведских пленников. Число всех дворов старой крепости простирается почти до 200. Ниже реки Оми лежала прежде слобода, которая ныне по большей части на деревни разделилась, а за ней следует лежащее по Иртышу прекрасное над всей окрестностью возвышенное место, которое господин ге'нерал- •порутчик фон Шпрингер избрал ради важной причины для заложения на оном новой крепости, поскольку старая совсем уже почти развалилась. Сия Новая весьма выгодное положение имеющая Омская крепость, укреплена весьма прекрасным образом по новым воинской архитектуры правилам, и с 1768 году, когда она начата, выстроено оной под смотрением своего основателя весьма много. Она представляет многоугольник о пяти бастионах, которой на реке Иртыше сходится, и из -крепкого дерном выложенного земляного вала и широкого сухого рва состоит, но на южной стороне не совсем еще оная была отделана. В оной уже выстроены прекрасный генеральский дом на каменном фун-даменте, подле оного провиантская канцелярия, гауптвахта, пред ко-торой выставлены артиллерийские снаряды, протопопский дом и раз-личные изрядными офицерскими домами и казармами застроенные улицы. Строятся же еще одна прекрасная каменная церковь, по выстроении которой соборная 'церковь в старой крепости сломается, дом для городской школы, в коей воспитываться будут драгунские и казацкие дети, и сие есть одно из достохвальнейших новейших заведений- дом для приезжающих почетных иностранцев и дом комендантский, оба проходят по сторонам генеральского дома; дом для протестантского Сибирской дивизии священника и прочие офицерскими домами и ка-зармами застроиваемые улицы, кои план крепости дополняют. На реке Иртыше внутри крепости в особом ретраншементе лежат хлебные амбары, колико токмо хлеба пред последним пожаром в оныя перевесть успели. На главном месте крепости выкопаны различные изрядные колодезы»

.

город, Омск, история

Previous post Next post
Up