Нетипичный горожанин: лицом к лицу

Jan 19, 2013 23:37

Заметка из бюллетеня «Искусство Омска», январь 2013.


С 2012 года у выставки-конкурса омских художников, фотохудожников, дизайнеров, архитекторов «Мой город» нет гран-при, а вручается главный приз администрации города за лучшее произведение. В этом году он достался работе графика Ирины Белоусовой «Сегодня мы не на параде…» (2012. Бумага, смешанная техника). Также это произведение удостоилось и приза зрительских симпатий.

Определение лучшей работы VIII выставки-конкурса омских художников, фотохудожников, дизайнеров, архитекторов «Мой город. Омичи: от прошлого к настоящему. 296/300» вызвало в корпусе жюри принципиальный спор. Однако был он не о мастерстве художника - в данном случае оно не вызывает сомнений, - а об уместности в рамках заданной темы выдвижения на первый план произведения с «сомнительным персонажем». Может ли быть лицом города представитель социальных низов? Означает ли, что, называя лучшей работу с таким главным героем, жюри утверждает, будто типичный омич - маргинал?
Действительно, «проблема главного героя» вызвала острую дискуссию не случайно. Традиционная выставка-конкурс, приуроченная ко Дню города, - это, казалось бы, прежде всего творческий праздник, торжественный рассказ об Омске, признание нашему городу в любви. И поднятие острых, злободневных проблем в контексте праздника может показаться не к месту и не ко времени. Однако большинство членов жюри в итоге проголосовало именно за эту работу.
В центре композиции - человек неопределённого возраста и рода занятий. Неопрятно одетый, с котёнком за пазухой и с пакетом молока в руках, он стоит посреди завьюженной улицы: лицом к зрителю, на фоне узнаваемого Любинского проспекта. Название произведения - строчка из «Марша коммунистических бригад», крылатая фраза советской эпохи, но главный персонаж - вне времени. Есть лишь одна примета, указывающая на сегодняшний день: пластиковый пакет молока в руках главного героя.
В ходе выставки зрители неоднократно возвращались к этой картине и подолгу стояли возле неё, словно пытаясь разгадать тайну персонажа: кто он? откуда? что с ним будет дальше? Ведь облик его не так уж незнаком: мы нередко встречаем таких людей - потерявшихся в самой этой жизни, неприкаянных, порой - странных. Но тот, который оказался в центре композиции на картине Ирины Белоусовой, вызывает подлинный интерес.
Вот что рассказала о своём герое сама Ирина Васильевна:
- Я хотела раскрыть тему конкурса через портрет, представив образ человека, который был бы знаменит в городе или чем-то примечателен, был знаком многим людям. Однако мастерской у меня нет, и пригласить такого человека, чтобы нарисовать его с натуры, прочувствовать, раскрыть его характер, у меня не получилось. И тогда я решила найти собирательный образ, характерный для нашего времени, так как художник должен отражать время, в котором живёт. Я сделала портрет человека, каких мы часто встречаем на улицах города. Совсем деградировавшего, которого трудно вернуть в общество, было бы неинтересно изображать. А такой, который не потерял свою душу, своё сердце, а оказался в трудной жизненной ситуации, - такой человек вызывает у меня сострадание. Хочется таким людям как-то помочь, проникнуться их мыслями и чувствами, понять, каково им в данном мире, в данной жизни…
Конечно, я сомневалась: три дня сидела, смотрела на чистый лист, всё не решалась взяться за работу. Было какое-то внутреннее препятствие: а стоит ли всё-таки выносить эту тему на поверхность, наводить людей на грустные мысли, на размышления? Но потом поняла, что эта работа внутри у меня сложилась, я уже её вижу. А значит, это надо делать.
Этот персонаж уже не в согласии со своим внутренним миром. Он неухожен, у него старая, потрепанная одежда, потухший взгляд, направленный не на зрителя, а в пространство. Что его ждёт впереди - неизвестно.
Но в то же время хотелось отразить в его облике надежду на лучшее. Я долго думала, какой сделать фон. Если бы сделала тёмный - получилось бы упадническое настроение. Всё-таки решила остановиться на светлом фоне, а взгляд, устремлённый вперёд, - это надежда на лучшее будущее. То есть где-то там, впереди, оно есть.
У него сохранилась добрая душа, любовь к животным. Он увидел котёнка, который замерзает: на улице зима, метель, - и решил его согреть. Пожалел живое существо. На оставшиеся деньги, а может быть, на собранные от людей, он купил пакет молока: поделится им с котёнком и сам поужинает.
Такие люди были и в двадцатом веке, и в девятнадцатом. Художник Ярошенко изображал таких - потерянных в жизни, несчастных, бездомных. И эта проблема остаётся актуальной. Но я не хотела делать совсем тяжёлую работу, а всё-таки настроить зрителей на лучшее будущее, дать надежду и в то же время - призывать к состраданию…

Таким образом, спор жюри о лучшем произведении выставки-конкурса был решён в пользу работы Ирины Белоусовой и совпал с мнением большинства зрителей. Центральный образ произведения - это, конечно, далеко не типичный омич, но - один из многих, к сожалению. А потому основная тема лучшего конкурсного произведения - проявление доброты и сострадания в обыденной, непарадной жизни. И, наверное, стоило бы пожелать, чтобы типичным горожанином стал такой, который не отводит равнодушно взгляд от нашего героя.

Записала Елена Завьялова.

Биографическая справка

Ирина Васильевна Белоусова родилась в Омске. С отличием закончила детскую художественную школу № 1 (руководитель Т. А. Евдокимова) и продолжила обучение в вечернем классе у В. Г. Семёнова.
Училась в Омском строительном техникуме на отделении «Архитектура» (преподаватель А. И. Коненко), с отличием окончила художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А. М. Горького (дипломную работу выполнила на кафедре ДПИ у Г. А. Штабнова).
С 1992 года И. В. Белоусова самостоятельно осваивает роспись по дереву и металлу и принимает участие в выставках декоративно-прикладного искусства; работает на художественно-графическом факультете пединститута; с 1995 года - на кафедре ДПИ, в настоящее время - в должности доцента.
С 2000 года работает в технике акварели, участвует в различных выставках. В марте 2011 года принята в члены Союза художников России.

выставка, омские художники, графика, город, Омск, соседи, культура, музей, конкурс, искусство

Previous post Next post
Up