Мне, ребята, уже так много лет, что я не только помню конкурс 1995 года на создание областного герба, но и сама (в некотором роде) в нём участвовала. Мой знакомый дизайнер нарисовал тогда собственный проект, а описать его (то есть создать блазон) попросил меня. Что я ему тогда написала, сейчас, надеюсь, уже не найти. Никакого понятия о том, как пишутся блазоны, у меня не было. В библиотеку я тоже не ходила - сроки создания гениального текста жёстко поджимали, писала на ходу. Интернетов тогда не знали. В итоге я на своё усмотрение, страх и риск постаралась сделать текстовку в меру заумно, но мой заказчик решил, что заумно не в меру, и одну фразу даже выкинул.
Зато после была редкая возможность ознакомиться со всеми проектами. Это оказалось весьма поучительное зрелище, к тому же опыт просмотра пригодился мне в будущем. Спустя значительное время мне как заказчику корпоративного герба один из омских художников-дизайнеров представил свой прокисший проект, не принёсший создателю славы в далёком 1995-ом. У меня также были все основания этот проект отклонить.
В своём журналистском архиве я нашла заметку 2004-го года к годовщине принятия областного герба. Интересно, что моя и
груздовская лексика в определённой части совпадают. Груздов и
Каримов тоже в похожих словах и выражениях обменялись любезностями по поводу гербов - соответственно, области и города.
А я перечитала свою старую заметку критически и подумала, что показать её вам не очень стыдно. Где-то перебарщиваю с язвительностью, в чём-то просто не права, что-то недоговариваю (или в редакции меня порезали - не помню уже подробностей). Например, принятый герб - это не первый вариант Вахитова-Каримова (а как я смутно припоминаю, поначалу Каримов и вовсе не значился в числе авторов). Сначала крепость была перевёрнута, и в центре её была буква «П», внутри которой фаллическим символом торчала римская цифра I. Имелся в виду Пётр Первый, но злые языки утверждали, что в действительности это был намёк на самого Полежаева I. Как и Тарские ворота, впрочем, в окончательном варианте областного герба: воротная арка по форме напоминает всё ту же букву.
На Омской области поставили крест
Год назад Законодательное собрание Омской области утвердило окончательный вариант областной символики.
Парад суверенитетов начала 90-х породил настроения обособленчества и у региональных властей. Администрациям многих федеральных центров захотелось иметь свои символы. В 1995 был объявлен конкурс на создание таковых и для Омской области. Постановление Законодательного собрания называлось «О выделении средств и проведении конкурса по разработке герба, флага, гимна Омской области». Ключевая фраза: «о выделении средств». То ли их невозможно было найти, то ли они исправно выделялись на протяжении всех восьми лет, но местная символика была создана и утверждена «высочайше» только в 2003-м.
Оставим в стороне гимн и флаг, остановимся подробнее на новом омском гербе, который исполнен знаковости и символичности. Прочитав его описание, приходишь к евангельской истине о первичности слова: что бы вы ни изобразили, главное - правильно это интерпретировать.
Пышность нового герба и претенциозность вовсе не вопиющая азиатчина, как может показаться на первый взгляд. Это дань российским геральдическим традициям: наши дизайнеры проштудировали составленную в 1900 книгу «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи» и почему-то решили остановиться на символике начала XVIII века. Тогда было предписано за основу герба брать прямоугольный «французский» щит, а обрамлять его областным городам полагалось дубовым венком, перевитым Александровской лентой; венчался же областной герб древней дворянской короной, в природе не существовавшей, разработанной художниками того времени специально для российской геральдики, и означавшей милость верховной власти к «огербованному» населенному пункту. Все это мы и видим на омском административном символе образца 2003 года.
Однако, глядя с позиций нашего времени, корона - непрозрачный намек на истинные притязания российских властей. Дубы же в современном Омске все больше на двух ногах. А те, что укоренились в наших почвах, имеют вид довольно жалкий, и на обрамление нового областного символа ушло бы целое дерево.
Смотрим далее. На белом (серебряном) щите прямой золотой крест сложной семантики, по перекладине которого проходит лазоревая (синяя) волнистая линия, символизирующая Иртыш. Омь, по имени которой назван наш город, никак не обозначена. По четырем углам в шахматном порядке 32 (по числу районов области) зеленых треугольника, которые, согласно описанию, символизируют некие «пирамидки», а те, в свою очередь, - нечто сугубо административное с реверансом в сторону областной власти.
Согласно старой книге издания 1900 года, значения цветов: лазурь - красота, мягкость, величие; зелень - надежда, радость, изобилие; золото - богатство, справедливость, великодушие; серебро - чистота и невинность. И тому подобное, в том же духе...
Честно признаюсь: мне нравится герб Омска, принятый в 1973 году: зримые, «читабельные» образы; гармоничный, уравновешенный знак. Тут вам и Омь, впадающая в Иртыш, и крепость на слиянии двух рек. И нефтехимическая реторта, удачно вписанная в рабоче-крестьянские шестеренку и колос.
Но доблестный труд у нас теперь не в чести, а изображения стеклянно-оловянных офисных зданий и пластиковых торговых времянок на герб не поставишь.
Хотя «гайка» на гербе присутствует - ее напоминает символическое изображение первой Омской крепости. Феникс Омской крепости-2 Тарские ворота-2 в ней явно не на месте. А уж словесное описание появления их на гербе просто ни в какие ворота не лезет.
Но этот перегруженный и амбициозный герб - уже свершившийся факт омской истории. Читайте между символов, господа.
Елена Завьялова.
Омск в «Московском комсомольце».
10-17 ноября 2004 г., № 45 (391).