Омская история, её белые пятна, «её» Достоевский и наш Лигети

Jun 22, 2012 11:09

Огромная благодарность, во-первых, Алексею Петровичу Сорокину и Евгению Владимировичу Груздову за то, что тема возвращения к жизни памятника Карою Лигети не затухает. И появляется надежда на разрешение сложной ситуации с его «перекодировкой», чтобы скульптура известного омского мастера могла снова стать частью городского пространства.

Вчера мы с Груздовым были на правлении омского отделения Российского фонда культуры. Сорокин сказал, что Груздов будет выступать первым. Так и случилось: Груздов был первым в разделе «Разное». А до того мы в течение часа приобщались к деятельности омского культурного сообщества, слушая интереснейшие выступления учёных, краеведов и учёных краеведов.

У Сорокина было сообщение о белых пятнах омской истории. Я сделала для себя вывод, что омская история - это сплошное белое пятно с небольшими более или менее проявленными участками.
Омск был основан в 1716-ом. Плохо изучен весь XVIII век - сегодня в Омске просто нет учёных, способных читать документы XVIII века. Белое пятно также - начало XIX века. В середине века Омску страшно повезло: к нам на каторгу прибыл Достоевский. Благодаря художественному гению русского классика и огромному интересу к нему со стороны учёных середина XIX века в омской истории изучена довольно основательно.
Далее - снова провал до самой Октябрьской революции.
Над разработкой тем революции и Гражданской войны потрудились историки советской школы. Правда, сегодня их труды закинуты на дальнюю полку и мало кому интересны. Между тем они представляют собой действительно ценный пласт исторической науки.
20-30-е годы XX века - снова дырка.
Годы войны так или иначе изучены. Но! До сих пор архивы оборонных предприятий недоступны для учёных из-за наложенного на их документы грифа секретности.
Академик Томилов сказал и о проблеме современной омской истории - крайне политизированной, а потому искажённой. Исторический архив последние 20 лет формировал фонды документов, связанных с региональным политофициозом, обходя вниманием все остальные стороны жизни Омска.
Томилов сам ещё не отвык произносить обязательное «губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев». Но уже и нового губернатора, и даже нового мэра учёные в своих выступлениях поминали неоднократно. Новый мэр даже успел чего-то им наобещать, хотя ещё не вступил в должность.

Профессор Акелькина рассказала, что нового у достоевсковедов. Этот год - Год российской истории и государственности. 200 лет Отечественной войне. В честь чего подготовлен сборник «12-ый год и Достоевский».
«Ермак и Достоевский» - тоже, считаю, хорошая тема. Или наоборот: «Достоевский и построение рыночной экономики». «Достоевский и социальные сети». «Достоевский и вообще всё что угодно».
Акелькина раскритиковала Аллею литераторов: мол, глупые камни с табличками никому ни о чём не говорят. Но ей очень грамотно и справедливо возразил Владимир Иванович Селюк: коренные омичи установили памятные камни, а проводить просветительскую работу - это как раз дело литературоведов.
Мне эти камни тоже душу не греют. Но Селюк совершенно прав в том, что наполнение их смыслами - это задача специалистов в литературном краеведении, а не энтузиастов-общественников.

Евгений Владимирович Груздов, выйдя наконец к трибуне, представил консолидированную позицию искусствоведов Городского музея «Искусства Омска» по переосмыслению памятника Карою Лигети. Когда на экране появился слайд с нынешним фото скульптуры - с оторванными ногами и торчащей из корпуса арматурой, - зал ахнул. Вообще-то все считали, что скульптура окончательно утрачена, и были воодушевлены тем, что она нашлась и может быть восстановлена.
Владимир Иванович Селюк сразу включился и берётся посодействовать (с помощью городских служб) в перевозке памятника на территорию музея. Сегодня будет подготовлено письмо ГМИО и место под скульптуру. В ближайшее время, надеемся, Лигети переедет поближе к тем людям, которые способны заняться его возрождением.
Кстати, именно Селюк подал простую в своей гениальности мысль по «перекодировке»: памятник солдату Первой мировой.

А потом я была в Драме на спектакле австрийцев. Спектакль шёл на немецком. Мне из амфитеатра титры были не видны, слова я понимала далеко не все. И лиц актёров на сцене тоже не различала - у меня очки с меньшими диоптриями, чем нужно для «нормальной видимости». Поэтому дремала себе тихонько (надеюсь). Подружка после спектакля сказала, что мне нужны новые очки:
- Это не дело - спать за такие деньги!

UPD. Другие материалы в этом журнале о Лигети:
20.04.2012. Ищем дважды павшего героя http://e-n-z.livejournal.com/211361.html
20.04.2012. Лигети нашёлся! http://e-n-z.livejournal.com/211653.html
25.04.2012. Судьба воина и поэта http://e-n-z.livejournal.com/219176.html
14.06.2012 Герой спит - исторический процесс идёт http://e-n-z.livejournal.com/266660.html
18.09.2012 Спасение красного мадьяра http://e-n-z.livejournal.com/304013.html
18.09.2012 Лигети переместился в музей http://e-n-z.livejournal.com/303392.html
23.09.2012 Руин Воскресенского собора для чиновников не существует http://e-n-z.livejournal.com/305987.html
20.12.2012 Не подрались только потому, что мы, в общем-то, интеллигентные люди
20.12.2012 Спасти воина и поэта…
21.12.2012 Родственники Лигети мечтают побывать в Омске

Лигети, скульптура, общество, город, омские учёные, фестиваль, театр, память, памятники, Омск, классика, история, культура, Достоевский, искусство

Previous post Next post
Up