Чёрное и чёрное

Feb 17, 2010 09:37

Давно не испытывала такой жути.

Наталья Елизарова, прозаик, пригласила на литературно-музыкальный вечер в Органный зал. Сказала, что будут давать концерт по произведениям омских авторов, и в том числе прозвучит её рассказ. Я охотно согласилась: Наталья - автор интересный. Да и вообще стараюсь быть в курсе местного литературного процесса.
Кроме меня с Елизаровой, в нашей небольшой компании были её мама и литератор Игорь Егоров. Сидели мы в первом ряду. За нами - полный зал школьников под присмотром нескольких училок.
На сцене - звукач за «Ямахой» и артисты Омской филармонии: певец Александр Немчинов и мастер художественного слова Елена Чередова (она же - автор композиции). Вечернее платье артистки - с пышными прозрачными рукавами, скорее нарядное, чем строгое, - стоило заменить на что-нибудь более классическое. И назидательный тон вступления, и его содержание - о выборе «белого» между «чёрным и белым» - рождали нехорошие предчувствия. «А сама-то чёрное выбрала», - не к добру подумала я про её наряд.
Оказалось, представляемая нам композиция «Чёрное и белое» посвящена проблемам алкоголизма и наркомании среди школьников и молодёжи. Местами просто невыносимо было слушать. Если бы рядом не сидела Наташа, автор одной из частей этого концерта, а также её мама и Игорь, я бы уже через несколько минут встала и как можно более демонстративно ушла бы, помахав призывно залу следовать за мной.
Я держала на коленях блокнот и по ходу концерта делала заметки, потому что мне легче было что-нибудь писать, чем углубляться в содержание действа. Концентрация негатива превышала все предельно допустимые дозы. Подростки в зале елозили, шушукались, смеялись громко в тех редких местах, когда было смешно, и тихонько хихикали, когда смешно не было.
Вот звучит история про пятиклассника Андрейку, который больше всего на свете любил коньки, но пристрастился к пиву, стал свидетелем жестокого убийства - его неблагополучные друзья запинали насмерть бомжа за украденный тем стакан пива - и попал в психушку. Вот повествование (Наташин рассказ в сокращении) о девушке-инвалиде, у которой погибает сестра. На вопрос героини, отчего умерла её сестра, молодёжь в зале с пониманием дела просуфлировала: «Передоз!» Цифры статистики, истории от профессора Жданова для стремящихся к излечению алкоголиков и песни о молодых пьяницах и наркоманах в ассортименте.
- В общем, все умерли, - вечером я коротко передала содержание своей Наташке.
Или такой фрагмент: артистка рассказывает, что советские дети были лучшими в мире по интеллекту, современные же молодые россияне по интеллектуальному развитию на 100-м месте в мире.
- А что будет ещё через 50 лет? Мы будем хуже папуасов?
Не знаю только, за что папуасов обидели.
Мне казалось: общеизвестно, что страшилки на тему зависимостей пугают только тех, кто и так уже сам твёрдо решил быть свободным от табака, алкоголя и наркотиков. Но здесь нам выдали щедрую порцию страшилок, которые вроде бы, по замыслу автора, должны предотвратить интерес школьников к пороку. Если бы не моя трезвость как норма жизни, я бы чего-нибудь крепкого выпила после концерта - с перепугу. И для смягчения морального и эстетического удара, нанесённого концертом по всему моему организму.
Мы все четверо были ошарашены этим представлением. Наташина мама и Игорь не скрывали слёз. Фотограф их с удовольствием пофоткал: вот какое пробирающее произведение!
Я обратила внимание, что, кроме старшеклассников, в зале была и ребятня помладше. Спросила у народа, в каком они классе учатся, - ответили: в 5-м. Те, что постарше, - в 8-м, 10-м. Сказала своим спутникам, что дети, наверное, больше никогда не придут в филармонию после этого кошмара.
Артистка подошла к нам в фойе. Я заметила ей, что концерт назывался «Чёрное и белое», однако белого там было мало. Да, подтвердила она, белого там практически и не было - только чёрное. Я спросила, как же теперь реабилитировать этих ребятишек, сегодняшних зрителей - ведь произведение такое жёсткое, а в зале были маленькие - пятиклашки. И подумала: да я и сама нуждаюсь в реабилитации. Чередова будто угадала мои мысли:
- Поверьте, - говорит, - современные дети всё это воспринимают не так остро, как вы. И они сами себя реабилитируют. Лучше им это увидеть на сцене, чем потом своих друзей увидеть в гробу.
Я оставалась под сильнейшим впечатлением - прямо скажу, крайне неприятным - весь остаток вечера. Зато моя Наташка искренне позавидовала моему зрительскому опыту:
- А почему ты меня не взяла?
- Так я не знала, что там будет. По произведениям омских авторов ведь. Думала, что-нибудь в духе «Милые Нефтяники, городок родной...» Ты же не любишь такое.
- Ага, «Лучший район - это Левый берег», - процитировала она местных рэперов в ответ на процитированную мною попсу. Краеведческая тематика в омском творчестве расцветает буйным цветом во всех жанрах.
И ещё я вспомнила: артистка сказала, что к ней подошли учителя и попросили сделать такую же композицию на тему нравственности. Бедные дети.

зависимости, алкоголь, филармония, наркотики, воспитание, омские литераторы

Previous post Next post
Up