Feb 11, 2010 15:26
Эксклюзив от Лейфера.
ЭТО БЫЛ НАСТОЯЩИЙ УСПЕХ
В столичном Доме кино состоялся премьерный показ документального кинофильма «Москва придумает меня…», посвящённого омскому поэту Аркадию Кутилову.
Каждому литератору время от времени приходится выступать перед той или иной аудиторией - в библиотеках, школах, Дворцах культуры - да мало ли где… Приходилось и мне, и не раз. Но ещё никогда я так не волновался, как перед этим трёхминутным выступлением.
Знаменитый Большой зал московского Центрального Дома кино недаром называется Большим - в нём 1100 кресел. И 16 января почти все они были заняты - столичный бомонд собрался на творческий вечер поэта Евгения Евтушенко. Вечер был устроен не где-нибудь, а именно в Доме кино не случайно: в его рамках предполагался премьерный показ трёх документальных фильмов о поэте или с его участием. И один из трёх - наш: документальная лента «Москва придумает меня», снятая по заказу Министерства культуры РФ московской кинокомпанией «Свой почерк» и посвящённая омскому поэту Аркадию Кутилову. И совершенно неожиданно, буквально перед самым началом мне было сказано: выйдешь вместе со съёмочной группой и тоже скажешь несколько слов - как консультант.
Вот тут я и задрожал.
Вначале с неизменным успехом выступал Евгений Евтушенко - просто читал стихи - старые и новые.
Потом начались премьерные показы фильмов: перед собственно демонстрацией лент на сцену поднимались из создатели, которые вводили собравшихся в суть дела.
Предысторию нашего фильма поведал выступавший передо мной автор его сценария - кинодраматург-документалист Вилен Визильтер. Оказывается, некий омский журналист лет десять назад подарил ему книгу стихов А. Кутилова. Почитав стихи, узнав из предисловия к книге о трагической судьбе их автора, Вилен Семёнович сразу же загорелся идеей фильма. А потом, написав сценарий, он долгие семь лет пытался «пробить» его реализацию. До тех пор, пока не вышел на генерального директора кинокомпании «Свой почерк» Альфию Чеботарёву - выпускницу Омского университета.
В своём небольшом выступлении мне прежде всего хотелось поблагодарить главное лицо вечера - Евгения Евтушенко, который последние четверть века не только продолжает писать стихи сам, но упорно, продуманно и вдохновенно пропагандирует лучшие образцы отечественной поэзии. И ещё в 1994 году он включил в свою известную роскошно изданную антологию «Строфы века» большую подборку кутиловских стихов. (Кстати, она, эта нашумевшая антология, уже мелькнула в тот вечер на экране Дома кино - в показанной первой киноленте «Судьба поэта», посвящённой творческому пути самого Евгения Евтушенко). Активное участие Евгения Александровича в фильме о малоизвестном за пределами Сибири омском авторе - продолжение этой благородной работы по пропаганде российской поэзии.
Я сказал, что фильм о Кутилове подоспел как нельзя вовремя - 30 мая исполняется 70 лет со дня его рождения. Фильм поможет давнему стремлению поклонников творчества нашего земляка - вывести его имя из узких рамок «областного» поэта, сделать его стихи широко известными.
Наш фильм демонстрировался третьим - после уже упомянутой часовой «Судьбы поэта» и короткой, тринадцатиминутной киноленты «Футбол 1955 СССР - ФРГ», снятой по мотивам известного евтушенковского стихотворения об этом знаковом послевоенном футбольном матче между командами двух стран, ещё совсем недавно сражавшихся не на спортивных, а на смертельных полях второй мировой. И, разумеется, глядя на экран, я пытался наблюдать и за реакцией зрителей. Рядом сидело несколько коллег по Союзу российских писателей, в том числе и наш первый секретарь - Светлана Василенко. А реакция огромного зала радовала и волновала: несколько раз люди принимались аплодировать (в те моменты, когда с экрана звучали кутиловские стихи), чего не было, когда демонстрировались два предыдущих фильма. Зрители были увлечены и тем напором, той страстью, с которыми говорил о таланте Аркадия Кутилова то и дело появляющийся на экране и цитирующий наизусть эти стихи Евгений Евтушенко. Мне показалось, что сидящим рядом людям особенно понравилось то, что нравится в фильме и мне, - живописные съёмки, сделанные на родине Аркадия - в селе Бражниково Колосовского района Омской области, живые и колоритные киноинтервью с его земляками и одноклассниками - простыми сибирскими мужиками. Я поморщился, когда услышал, что не исправлено неправильно сделанное ударение в названии «Колосовский», зато с удовлетворением заметил, что режиссёр фильма Александр Фетисов со вниманием отнёсся к другим, более существенным замечаниям и просьбам, которые в своё время прозвучали с нашей, омской стороны после просмотра первого варианта ленты. Например, достойно представлен теперь в документальном кинорассказе о Кутилове его друг Геннадий Великосельский, который приложил так много усилий для пропаганды литературного наследия поэта. (Геннадий Павлович умер в июле 2008-го, а через полтора с небольшим месяца в Омск приехала съёмочная группа фильма, в сценарии которого он занимал ведущее место).
Аплодировали фильму, когда он закончился, долго и искренне (во всяком случае, мне, лицу, разумеется, заинтересованному, показалось, что именно эти аплодисменты были в тот вечер «самыми-самыми»). А потом десятки знакомых, а больше - незнакомых людей подходили и к Альфие Мансуровне Чеботарёвой, и к директору фильма Зинаиде Максимовне Поповой, тоже специально приехавшей на премьерный показ из Омска, к сценаристу, к режиссёру, ко мне - благодарили, поздравляли, жали руки, задавали вопросы (чаще всего о том, где можно почитать и купить стихи Кутилова)… Это было по-настоящему трогательно и волнующе. И не верилось, что всё это происходит не где-нибудь, а в «не верящей слезам», в, казалось бы, давно уже ничему не удивляющейся и пресыщенной Москве.
Поверьте мне: это был настоящий успех.
Александр ЛЕЙФЕР
Москва - Омск,
февраль 2010 г.
(Материал написан по заказу журнала «Омская муза»)
поэзия,
литература,
омские литераторы