Пёрышки у птички

Jun 23, 2011 19:59

Сегодня отдали в печать сборник молодых авторов, участвовавших в студенческом конкурсе «Золотое перо». Вручать будут в День молодёжи в «Омской крепости».

Я готовила сборник к изданию, и у меня новые впечатления от текстов. Сразу скажу, мой рейтинг отличается от рейтинга жюри.
Назовём это так: номинация «Предпочтение редактора».
Публицистика: Ирина Корниенко, колледж управления и профессиональных технологий; Глеб Ерёменко, командное училище имени капитана Евдокимова.
Проза: Тамара Фомина, ОмГУ.
Нашим детям: Валерия Маркова, ОмГАУ.
Поэзия: нет предпочтений.
То есть с жюри конкурса мы совпали ровно в одной позиции: номинация «Нашим детям», сказка «Приключения снежинки в городе Омске» Леры Марковой.
Понятно, что я тоже субъективна. Но стараюсь быть честной (и благородной, ага): мне, например, очень нравится работа Гули Усмановой из ОмЮИ, но я её не назвала, потому что сама была её руководителем.
Ира Корниенко взяла известные картины омских художников с городскими видами: мост через Омь Станислава Белова, памятник Ленину Валентина Кукуйцева, музей на Куйбышева Геймрана Баймуханова и другие - и сфотографировала те же виды сейчас. И написала, что думает о картинах, о переменах, происходящих с городом. Жюри присудило Ире 3-е место. А музей «Искусство Омска» передал для Иры небольшой сувенир - буклет выставки Георгия Кичигина (в качестве поощрения за обращение к теме омского искусства).
У Глеба Ерёменко хороший текст - размышление об истории Омска. От лица человека, который только узнаёт, погружается в город. Интересны его предположения относительно каких-то мест и их отношения к известным личностям, связанным с Омском. Человеку, отлично знающему городские подробности и закоулки, что-то в этой зарисовке Глеба может показаться банальным, общеизвестным или однозначно неверным. Но это не совсем справедливо: молодёжь, каждое новое поколение заново открывает свой город, до них - текстов будто не существовало. Здесь интересны как раз вопросы, которыми задаётся студент, наблюдая и размышляя об Омске.
И я поняла наконец, что у меня вызывало такое неприятие в статье победившей в номинации «Публицистика» Насти Гуливатенко из ОмГТУ. Кроме фактических несуразиц, в её заметке ещё - распавшаяся, лоскутная историческая основа. Нет системного представления об истории страны и истории города, будто для студентки война - это событие, свершившееся раньше, условно, 1991 года; город-сад - тоже раньше 1991 года. Нет ощущения хронологии, истории как процесса. То есть начальная точка современности слишком близко, а прошлое - скомкано. И потому она без смущения называет довоенный Омск городом-садом. Ну, да. Если иметь в виду Афганскую войну или Чеченскую. Но не Великую Отечественную, конечно. При этом текст у Насти написан гладко, изложение ровненькое.
Сравнимо впечатление с тем, которое у меня было после просмотра одной из «Омских историй» - музыкальной короткометражки с флешмобом: за серьёзным молодым человеком, идущим по улицам Омска, постепенно выстраивается длиннющий хвост озорной молодёжи. Монтажёр не заботился о том, чтобы у персонажа был какой-то определённый маршрут, и герой сначала идёт по одной улице, а потом вдруг оказывается через сотни метров от неё, но уже через кадр снова «прыгает» на прежнее место… И у человека, хорошо знающего Омск, рождается внутреннее раздражение из-за несвязности пространства в этой истории. У Насти же оказалось несвязанным время.
Забавно было читать две работы подряд, в которых огромные куски текста совпадали до знака. Скачали с одного сайта и подали на конкурс, как ни в чём не бывало. Хотя девочка из юридического института предприняла попытку редактирования. На таком уровне: «По моему мнению, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали послужило мощным импульсом для развития края». Смешно.
В следующий раз необходимо будет предупреждать участников, чтобы источниками пользовались, да честь знали. И через «Антиплагиат» их всех, чтоб неповадно было.
Проза. Тамара Фомина написала признание в любви. Да, это уже все на свете если не писали, то читали. Но Тамара-то написала это сама, сейчас, вне зависимости от того, кто и что когда-то там написал до неё.
Постаралась прочитать как можно более независимо, нейтрально, без эмоций текст Артёма Коваленко из ОмЮИ. Он написал о студенческих постановках в их институте спектаклей на немецком языке. К чести Артёма, он не утверждает, что спектакли были офигенными. Они такими не были, и я уже писала об этом со всей своей злобной страстью. Артём как раз говорит о воспитательной стороне этих постановок: преподавателю удалось задействовать в довольно объёмных иноязычных спектаклях множество студентов, которые не болтались где-то, а были заняты общим полезным делом, к тому же - в меру творческим.
Кстати, литературный конкурс «Золотое перо» имеет те же задачи. По большому счёту, к литературе этот конкурс имеет не самое близкое отношение. Главное здесь - посмотреть на пишущих ребят, познакомить их друг с другом, помочь им представить себя как автора слушателям. И - определиться в какой-то степени: а твоё ли это - что-то сочинять? Может, лучше пока поучиться, набраться впечатлений от жизни, наполнить её событиями и смыслами, а потом уже браться или не браться за перо?
«Нашим детям». Здесь был бесспорный победитель. Но сама Лера призналась, что написать сказку ей помогла мама. И ничего, кроме этой сказки, Лера больше не написала. Сказка же у Леры получилась очаровательная: можно и книжку с картинками издать, можно и мультик снять на сказочно-краеведческую тему. Автора обязательно пригласят на молодёжный литературный семинар, и, может быть, опубликуют и в других сборниках.
Про поэзию на этом конкурсе можно было бы и не говорить вообще, как и сделала Даша Решетникова - член жюри от поэтического цеха. Конкурсанты её так и не увидели, и не услышали. Но я скажу несколько слов.
Будь я в жюри, то высказала бы такое мнение: первое, второе и третье места не присуждать, а присудить равнозначные поощрительные призы. Но это моё, мелкое такое мнение. Я бы поощрила Олю Карлащук из колледжа отраслевых технологий - за страстность и напор. Без эмоций, в конце концов, нет поэта. И поощрила бы Марата Шаяхметова из ОмГАУ - за гармонию настроения, подстройку к неназванному герою стиха. Это тоже поэтическое свойство.
И всё пока.

ОмГТУ, ОмГАУ, город, ОмЮИ, журналистика, студенты, Омск, ОмГУ, конкурс, литература

Previous post Next post
Up