... до степени непонимания народом, что это такое вообще (как это было при неуважаемых мною большевиках) ТО Я ЗА ТАКИЕ ЗАКОНЫ.
И неважно, что Сванидзей и Гозманов с Алексеевыми и Собчачками станет меньше.
Главное - что мне не придётся шарахаться в страхе от забытого кем-то в моём подъезде пакета.
"18 мая 201617:07
Новые антитеррористические законы вернут Россию на путь усиления репрессий. Реплика Николая Сванидзе
Государственная Дума в первом чтении приняла так называемый антитеррористический пакт из двух законопроектов. "За" проголосовали две фракции: "Единая Россия" и "Справедливая Россия". КПРФ и ЛДПР отказались голосовать. Авторы - Ирина Яровая и Виктор Озеров, возглавляющие Комитеты по безопасности Госдумы и Совета Федерации.
Вообще подобные серьезные пакеты должны предлагать Комитеты по законодательству, но если бы это была главная проблема! Правительство и Верховный суд поддержали концепцию законопроектов, высказав ряд серьезных замечаний. Эти замечания, возможно, ко второму чтению будут учтены. А возможно, и не будут.
Предложенные законодательные инициативы вносят серьезные изменения в УК и УПК, а также в 10 действующих законов РФ. Одно из наиболее резонансных и серьезных по своим возможным последствиям для конституционных прав граждан РФ изменений следующее: уголовное наказание за "несообщение о преступлении террористической направленности". До трех лет лишения свободы. Освобождаются от ответственности только супруги и близкие родственники.
На первый взгляд, правильно. Терроризм. Надо сообщать. Но в реальности здесь целый букет вопросов, правовых и не только. В российском праве нет юридической обязанности доносить о преступлении, только моральная. Тогда, значит, надо сажать за любое недоносительство на любое преступление или то, что покажется преступлением. А ведь еще мало ли что покажется. И как определить, что такое должен увидеть гражданин, чтобы донести? Вот, скажем, увидит он другого гражданина с неславянской внешностью и с сумкой в руке - надо сообщить или нет? Или на 3 года за решетку. Кто действительно может знать что-то определенное, это как раз супруги и близкие родственники, но их привлекать никак нельзя, 31-я статья Конституции РФ не велит. И уже это делает инициативу о наказании за недоносительство совершенно неэффективной. Зато какой произвол гарантирован! А какие тонны доносов перепуганных возможной ответственностью граждан! А как быть с такими охраняемыми законом тайнами, как тайна источника информации журналиста, адвокатская тайна, тайна исповеди?
Ну, и наконец. Ведь проходили же! И миллионы доносов, и атмосферу всеобщей подозрительности. И тут решили еще разок наступить на грабли и вменить донос в гражданскую обязанность.
Дальше. Возраст ответственности по целому ряду преступлений предлагается снизить до 14 лет. Кстати, и за недоносительство тоже. Т.е. здесь и воспитательная ценность этой новеллы велика - будем растить больных, помешанных на шпионах и диверсантах Павликов Морозовых, которые побегут стучать на своих друзей и учителей. И гуманистическая составляющая не отстает - Сталин расстреливал с 12 лет. Тут, правда, к стенке не поставят, но ответственность с 14 лет. Приятное сходство!
При этом нет никакой необходимости или даже повода для расширенного списка преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет. В России по статистике в 2013 году за теракты было осуждено 19 человек, в 2014 году - 9 человек, а в прошлом - 2 человека. Детей среди них нет. То есть дети не совершают теракты, слава Богу! Пока. Так зачем ужесточать законодательство?
Теперь новый вид наказания - лишение приобретенного гражданства. Здесь прямое противоречие ч. 3 ст. 6 Конституции РФ - гражданин России не может быть лишен гражданства. Кроме того, человек, осужденный к лишению свободы за тяжкое преступление российским судом, все равно отбывает наказание в РФ. И на условия содержания по действующему законодательству наличие или отсутствие гражданства у осужденного преступника никак не влияет. То есть это предложение не только грубо противоречит российской Конституции, просто ломает ее, оно еще и бессмысленно.
Дальше. Ограничить выезд, то есть не выпускать из страны на 5 лет не только граждан с непогашенной судимостью, но и тех, кто получит официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений террористической направленности или преступлений против мира и безопасности человечества. Вот так вот. То есть человек ничего плохого не сделал. Мало того, он, вероятно, ничего плохого и в виду не имеет. А просто, по мнению оперативника, скажем, находится в дурной компании. Или вообще неизвестно что. Что такое "создавать условия для совершения преступления"? Все мы, наверное, в известном смысле создаем эти условия. Вот не доносим, например, на всех подряд. Предостережение можно выписать и не выпускать из страны любого. То есть любого, кто не так себя ведет, не то говорит, да и просто не нравится. Очень вкусное предложение, сладкое для тех, кто будет принимать решение. Решение-то внесудебное. Принимать его будет прокурор или сотрудник ФСБ - тоже неясно, кстати. То есть некий человек, не суд. Ну, и понятно, это нарушает опять-таки конституционное права граждан выезжать свободно за пределы РФ (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ). Не говоря уже о том, что если человек отрицательно себя ведет, деятельность его нежелательна, ну так чего его держать-то? Пусть лучше едет куда подальше. Где здравый смысл?
Еще один пункт. Операторы телефонной связи должны будут хранить 3 года и предоставлять по требованию правоохранительных органов всю информацию о телефонных звонках и электронных сообщениях, включая содержание разговоров. Так вот, Ассоциация электронных компаний (РАЭК) представила в Думу экспертное заключение о последствиях принятия этого проекта. Уже не говоря о том, что какая уж там неприкосновенность личной жизни и прочие либеральные нежности. Так вот. Объемы информации, подлежащие хранению, составят 700 миллиардов минут голосовых вызовов, около 50 миллиардов текстовых сообщений, миллионы терабайт данных. Кто этот океан будет слушать и считывать? А операторам реализация этого проекта обойдется в общей сложности более чем 5 триллионов рублей. То есть связь как отрасль рухнет.
Ну, и наконец. Несметное количество неопределенностей. Что такое пособничество в совершении теракта? Или. Никто не объясняет, во всяком случае авторы законопроектов этот труд на себя не берут, что такое "содействие экстремисткой деятельности". А ведь они предлагают внести это "содействие" в УК РФ в качестве нового состава преступления. Уголовная статья, срок. А за что? Да любого хватай, кто рот откроет.
То есть в качестве борьбы с терроризмом предлагается тотальное ужесточение наказания. Это ружье, стреляющее по своим. Этот метод, как показывает опыт, не снижает террористической и экстремисткой угрозы, но способствует расцвету произвола и коррупции, а главное, снова возвращает наше государство на путь усиления репрессий как универсальной отмычки к решению всех проблем. Этот путь нам давно и, к сожалению, хорошо известен. Путь не только аморальный и страшноватый, но еще и тупиковый. А в наши дни попросту несостоятельный.
В экспертном заключении Совета по правам человека при президенте РФ сказано: "Очевидно, что сверхзадача террористов - дегуманизация современного общества. Вот почему Совет считает принципиально важным, чтобы для усиления борьбы с терроризмом и экстремизмом использовались исключительно адекватные правовые средства, исключающие необоснованное ограничение прав и свобод человека и гражданина".