Очень интересная (во всяком случае - для меня) ссылка -
http://gaz-v-pol.livejournal.com/141941.html
Пересортица - это когда на оптовом складе 10 тысяч наименований товаров, региональный покупатель заказывает из них 200 (в небольших количествах), но клиенту отгружают и отправляют с ошибкой, не тот товар, который он заказал. Виновен в каждой ситуации - конкретный складской. Но мне довелось видеть: на разных складах созданы совсем разные системы. С совсем разным процентом ошибок.
Тезис1. Найти принципиально других складских - невозможно. У любого человека есть некий процент ошибок.
Тезис2. Первая и естественная идея - записывать все сборки на видео и поставить за складским контролёра, который смотрит это видео в поисках ошибок. Эта идея наталкивается не только на сговор. Можно поставить контролёра конфликтной со складским национальности, сговора не будет. Можно распределять на случайного контролёра, сговора не будет. Реальная проблема состоит в том, что хороший складской ошибается редко, менее 1% сборок. Т.е. у контролёра из 1000 проверенных сборок будет 990, а то и 995 верных. Даже у хорошего контролёра глаз "замыливается". Но даже и при высокой зарплате ему надоедает сидеть и пялиться в экран, не находя ошибок. Большая премия за найденную ошибку сборки не помогает, ибо каждый из 990 раз он чувствует себя неудачником. И не находит оставшиеся 5-10 ошибок. А бывают и не столь хорошие складские, да и хороший может заболеть, быть после праздника или переживать из-за барышни - процент ошибок резко растёт. А контролёр привык к хорошему и замечает поздно.
Из этой ситуации я видел разные попытки выходить. Тотальное штрихкодирование и полная автоматизация. Попытка ставить контролёров из другой ветки ислама. Гигантские премии за месяц без ошибок и штрафы за ошибки. Всё это вроде бы и работало, но не очень.
Что сработало?
Игра друг против друга. Каждый день несколько случайных складских получают при логине сообщение, что сегодня они в игре. Они имеют право подложить лишний товар в какую-то сборку, или не доложить, или поменять. При этом как угодно размещать товар в коробке и заворачивать в пузырёк, шарики и т.д. (с соблюдением формальных правил, что на видео должно быть всё видно). Если складской смог обмануть контролёра, он получает премию и уважение коллег. Контролёр следит за несколькими складскими, и не знает, кто из них в игре. Если контролёр в конкретный день смог выявить все ошибки, он получает премию. Под "все ошибки" имеется в виду сумма из плановых попыток складских + до всех клиентов доехали грузы и они подтвердили, что всё нормально. Если контролёр не распознал сознательно сделанную сборщиком ошибку, в момент когда контролёр жмёт ОК, ему штраф и софт блокирует погрузку (да, из-за этого бывают задержки). Ну, и у складских сохраняется дневная премия за безошибочную работу. Кроме дневных, есть премия за неделю без ошибок (у всех), месяц с одной ошибкой и месяц без ошибок (последние две в реальности редки).
Эта система дала фантастический результат. Контролёры стали (небывалое дело) сами выдвигать предложения вроде "а давайте коробки с палитовскими видеокартами обяжем сборщиков показывать с другой стороны, а то у них парт номер плохо читается". Сборщики в курилке стали обсуждать, что сегодня у какого-то контролёра день рождения, и мол ребята, чья очередь - пока терпите, дождитесь, пока они праздновать начнут.
Количество ошибок у клиентов снизилось ниже 0.1% (более точно измерить трудно, недостаточно операций). Контролёры стали держать в голове не "работа мега-отстой, но мне деньги нужны", а приходить с хорошим настроением. Сборщики получили возможность легально насолить контролёрам, да ещё и премию за это получить.
Соотношение затрат на систему и результатов оценить трудно, ибо фирма росла. Да и трудно оценить в деньгах отсутствие у клиентов "блин, они не то положили, а нам завтра проект сдавать". Из неочевидного: зарплату вновь набираемым контролёрам удалось установить примерно на треть меньше (не в абсолютной величине, ибо зарплаты в тот период росли сами по себе даже и в usd - но по примерной оценке). Им интересно играть друг против друга!
Впоследствии эта система была распространена на игру "охрана против всех сотрудников". Та же проблема, в обычной фирме охранник знает, что люди хорошие, не воруют. Глаз охранника замыливается. Поэтому время от времени кто-то втирается в доверие и ворует много. Каждый день нескольким сотрудникам выпадает карточка: "сегодня ты в игре против охраны". Сотрудник, если хочет, может попробовать что угодно вынести. Если вынес и предъявил начальству за воротами - получает премию и уважение. Руководство фирмы узнало столько новых способов украсть... Класс показали не только складские и водители, но и уборщик, и даже программист!
Небольшое изменение СУТИ рабочего процесса - приводит к поразительным результатом, если это правильные изменения, которые позволяют
[
Написано на Дриме]