Сегодня на миг обойдем стороной классическую и не стандартную литературу и окунемся в нечто среднее между ними.
Значит, появилась сейчас на виртуальных прилавках такая вот поделка:
Автор обещает нам "Остросюжетный детектив со смыслом повествует о работе современных властителей дум - пиарщиков, обратных сторонах власти, бизнеса, науки и СМИ". Обещание свое он выполняет, но не совсем так, как ожидалось лично мной. Во-первых, книга делится на четыре части, и каждая часть содержит свои главы, но условно ее можно поделить только на две:
1) Тонкости и структура пиара, внутреннее устройство механизма пиар-агентств и т.п.;
2) Собственно, сам детектив.
В самом начале дается интрига, но свое развитие по факту она получается только во второй условной части. В первой же интрига на какое-то время откладывается на полку с пыльным пирожком, и начинается теория пиара. Развивается она довольно интенсивно, но вместе с тем автор все дальше и дальше уходит от той самой интриги, которая, пожалуй, и заставляет читать всю эту теорию даже такого человека, который далек от пиара (ну, например, меня).
А, во-вторых, многие эпизоды начинается, так сказать, с середины. Словно ты заходишь в комнату, где ведется оживленный диалог, ты попадаешь в самый пик этого диалога, не зная, с чего все началось, и по ходу дела приходится додумывать все самому. Поначалу непривычно (я с ходу так и не припомню, какой автор еще таким приемом пользовался), но потом становится совершенно естественным явлением.
Да! И еще по поводу условной первой части: как вам, само собой, известно, автор является автором Роман Масленников является автором "СуперКниг". Это я про "СуперФирму", "СуперКонсалтинг", "СуперДиджей" и так далее. Эти книги, по сути, бизнес-самоучители для различных предпринимателей соответствующих отраслей, поэтому ничего удивительного нет в том, что в свою первую художественную книгу он решил ввинтить еще несколько полезных советов для вышеозначенной категории.
И еще! Все это идет не сходу (я же сказал, изначально дается интрига, читайте внимательнее), и до того, как на сцену выйдет эта самая теория, автор уделяет внимание различным бытовым мелочам. Отдельно хотелось бы отметить эпизод с майками, с которыми не расставался главный герой:
Раньше, когда он ее носил, все говорили: "Сними - это некрасиво". Через год: "Сними майку летом из-под рубашки - это не модно". Геннадий был, как глухой, никого не слушал. На третий год, когда пришел в майскую жару в офис, ему сказали, наконец: "В майке под короткий рукав? Стильно!"
Впрочем, подобные мелочи сопровождают всю книгу вообще, просто где-то их больше, а где-то меньше. Вот еще, к примеру, есть абсолютно не информативный эпизод с лосенком, который выбежал из леса прямо перед главным героем, и тут же юркнул обратно. Смысловой нагрузки - ноль; но реакция на увиденное главным героем вполне естественная, отчего становится приятно - автор не забывает разбавлять историю "живостью" его персонажей. Или неожиданная история от случайной попутчицы в самолете - читаешь и думаешь, а чем черт не шутит? И, по моему личному мнению, один из главных критериев хорошей книги - так называемые, интересные факты! Они добавляют достоверности, иногда служат хорошей приправой к общему повествованию, да и просто просветляют. Тут мы сможем узнать о прошлом Берлускони и Рейгана в, буквально, двух строчках, или почему первый канал называется именно первым.
Вторая условная часть стартует, пожалуй, в тот самый момент, когда главный герой начинает писать свою мистическую повесть (а когда он ее дописывает, то решает взять себе псевдоним Эдуард Мхом, но такой - увы - уже занят). Тут начинаются погони, перестрелки, щекотливые ситуации, крепкие выражения. Вообще-то, что касается крепких выражений и словечек, то они мелькают на протяжении всей книги, но, что примечательно, ни разу от лица автора, только от лица его героев. И тут же детектив начинает граничить с некоей сказкой для взрослых. И дело тут, опять же, не в тех самых выражениях, а в некоторых проблемах, которые слишком уж гладко решаются.
- Любимая, я решил торговать мясом, но у меня нет первоначального капитала, давай продадим твою почку?
- Отлично, дорогой! Я только-только сама тебе хотела это предложить! (прим.: Это не цитата из книги!)
Подобно "эпизодам, которые начинаются с середины", к таким ситуациям привыкаешь довольно быстро (но, что важно, предсказать их крайне трудно), а далее и вовсе становится ясно, что таким образом автор намеренно использует такого рода гротеск, а кое-что вообще показывается м-е-т-а-ф-о-р-и-ч-е-с-к-и!
Финал книги несколько наивен, но вполне логичен. Следом за ней вышла вторая часть. Что ж, почитаю - отпишусь. А пока что вы и сами можете ознакомиться с первой.
У меня всё.