Музей Катастрофы

Jan 04, 2014 12:47

Кажется, холокост - это единственное, к чему евреи относятся абсолютно серьезно, и едва ли не единственное, что для них по-настоящему свято. Попытка отказаться от посещения Музея Катастрофы воспринимается как кощунство. На любые ваши планы есть железный аргумент: надо знать историю Израиля. И компромиссы вроде предложения заплатить за экскурсию, но потратить это время по своему усмотрению здесь не работают.

Исключительность исторической обиды лежит в основе еврейской национальной идеи. Нет никакой общей беды, нет никакой общей трагедии; четкое противопоставление: мы и весь остальной мир. Каким-то хитроумным способом у евреев получается разделять темы Великой Отечественной (ну, или второй мировой, хотя многие - наши бывшие соотечественники) и холокоста. И если первая их явно раздражает: "Сколько можно носиться с этой войной?!", то вторая вызывает неослабевающий интерес.

Итак, Исторический музей мемориала Яд Вашем.



Едва поздоровавшись, экскурсовод сообщает, что посещение мемориального комплекса всегда и для всех бесплатно, но видя, как наши брови поползли вверх, потому что мы уже заплатили изрядную сумму, спешит успокоить: это плата за экскурсионное обслуживание, а вход абсолютно бесплатный.

Исторический музей полностью построен на психологизме. Две длинные серые плиты почти смыкаются верхними кромками, образуя коридор. Вместо потолка - узкая полоска неба. Наклонные стены давят. Создается впечатление, что коридор очень тесный, хотя на самом деле места много. По обеим сторонам - ответвления, таким образом, посетители проходят длинный лабиринт залов и экспозиций.



Картина трагедии прорисована очень детально: личные вещи истребленных людей, детские игрушки, фотографии. Всё отзывается болью, всё внушает ужас. И всё же по-настоящему мурашки по коже у меня бежали от фраз вроде: "...И если Хатынь, к примеру, были причины сжечь, то евреев убивали только за то, что они евреи". Понимаете, есть, оказывается, причины, оправдывающие сожжение заживо целой деревни, включая немощных стариков и маленьких детей. Экскурсовод не забыл упомянуть, что убитый партизанами немецкий офицер был чемпионом олимпийских игр, но как-то упустил тот факт, что жители Хатыни не звали фашистов в свой Дом, защищать который - их священное право. И это только одна деталь из множества.

Только не подумайте, что я взялась писать антиеврейский пост. Бог с ними, с евреями, у них своя боль, на исключительности которой они категорически настаивают. Но национальная обида становится трендом. Национальной обидой обзавелись уже многие народы. А я по-прежнему убеждена: ничего светлого на этой почве вырасти не может.
Previous post Next post
Up