Рецензия на книгу Блейка Снайдера «Спасти котика», МИФ, 2014

Mar 24, 2015 23:22



«Советы типа: слушайте свое сердце и доверяйте интуиции - больше подойдут терапевту».
Б.Снайдер, «Спасти кошку».
В 2014 году Издательство МИФ выпустила несколько книг по теме учебники для писателей и сценаристов. На одну из них автором которой выступила малоизвестная писательница и преподаватель Энн Ламотт мы уже написали рецензию, по Блейку Снайдеру пишем только сейчас.
Блейк Снайдер один из самых известных преподавателей сценарного мастерства, он входит в число семи наиболее известных «гуру» и авторов учебников. Снайдер написал и, самое главное, продал в Голливуде несколько десятков сценариев, в том числе два по цене более 1 млн. долларов. А таких сценаристов в Голливуде было всего несколько человек, особенно учесть, что Снайдер специализировался на комедиях, не самом дорогом жанре. Правда это было в начале 1990-х во время «лихорадки независимых сценариев», когда студии платили иногда до 3-5 миллионов долларов за сценарий. После того как большая часть сценариев даже не была экранизирована, цены на сценарии упали многократно.
Косвенным подтверждением влияния Снайдера на киноиндустрии является хотя бы то, что сценаристы фильмов «Как приручить дракона» и «Шепот под землей» посвятили их Блейку Снайдеру.
Российским читателям Снайдер больше известен по комедии «Стой! Или моя мама будет стрелять!» (сценарий продан в 1989 году за 0,5 млн. долларов) с Сильвестром Сталлоне в главной роли.
Снайдер издал учебник для сценаристов «Save the Cat!» в 2005 году, с тех пор книга выдержала 18 переизданий. В 2007 году было издано продолжение «Save the Cat! ® Goes to the Movies: The Screenwriter's Guide to Every Story Ever Told» и в 2009 «Save the Cat!® Strikes Back: More Trouble for Screenwriters to Get Into… And Out Of». Третья книга была опубликована уже после смерти Блейка в августе 2009 года от остановки сердца.
На русском языке книга появилась впервые в 2013 году в пиратском переводе в интернете. Название книги «Save the Cat!» было переведено как «Спасти кошку», в 2014 году издательство МИФ перевело название книги как «Спасти котика».
Перевод более полный и точный по сравнению с пиратским. Правда перевод названия «Спасти котика» показался не очень удачным - слишком игривое. В то время, как Блейк Снайдер придумал название приема Save the Cat, по которому названа книга, на основании одной первых сцен из фильма «Чужой», в которой героиня Рипли (актриса Сигурни Уивер) спасает рыжего кота. О самом приеме расскажем позже.
Почти все учебники для сценаристов написаны в двух стилистиках. В большинстве случаев используется наукообразный стиль (Сид Филд, Роберт Макки, Джон Труби), при котором авторы системно и последовательно излагают свои концепции. Блейк Снайдер написал свою работу в стилистике личного диалога с читателем и обосновывая свои идеи собственным опытом, предлагая обратить на ключевые с его точки зрения моменты в процессе написания и продажи сценария, и в самой структуре сценария.
Книга «Спасите котика» состоит из 8 глав. В первой главе автор рассказывает о логлайне. О его значении и как его создавать. В большинстве случаев именно на этом месте российские читатели и начинают крутить у виска: «Еруда! Да кто он такой? Это касается только Голливуда!». А если внимательно прочитать и задуматься, то можно понять, что в американской системе логлайн из 2-3 предложений формулирует главную идею и тему произведения. Кто-нибудь может в двух-трех предложениях рассказать о своей книге, так чтобы было интересно постороннему и незаинтересованному человеку. Снайдер учит, как это сделать.
Во второй главе Снайдер дает собственные определения жанров. Конечно он проигрывают нынешнему королю по детальной характеристике жанров Джону Труби, но оригинальные трактовки Снайдера также позволяют обратить внимание на жанры с точки зрения написания произведений.
В третьей главе книги рассказывается о герое.
В четвертой главе представлен самый важный материал для любого преподавателя по сценарному или писательскому искусству - структуру произведения. Именно по структурам и сравнивают преподавателей и курсы по литературному мастерству.
Свою структуру сценария Снайдер назвал “Blake Snyder Beat Sheet» или «BS2». Снайдер в своей системе использует классическую трехактную структуру Сида Филда со стандартным голливудским делением сценария на 120 минут и 40 сцен. Блейк Снайдер наполняет структуру своими интерпретациями и выделяет 15 ключевых сюжетных точек - «битов».
В пятой главе рассказывается о таком инструменте писателя и сценаристе, как «доска». «Доска» представляет собой пробковую или виртуальную доску на которой крепится карточки сцен, распределенные по актам и поворотным точкам. Удивительно, но несмотря на то, что «доска» является стандартным инструментов управления и проверки сюжета, что она собой представляет и как с ней работать, рассказывается, из всех переведённых на русский язык книг, только в «Спасти котика» Снайдера.
В главе 6,7,8 Снайдер приводит типичные ошибки при создании сценариев и дает несколько советов.
Работа Снайдера представляет собой легкий для чтения и усвоения учебник весьма полезный начинающим писателям и сценаристам.
И наконец, расскажем, что это за прием такой «спасти кошку» или «спасти котика». Суть его заключается в том, что зритель или читатель будет смотреть фильм или читать книгу, только при условии, что главный герой вызывает у него симпатию. Поэтому в начале фильма (книги) главный герой должен совершить хороший поступок: перевести бабушку через дорогу, помочь ребенку или спасти кошку. В реальных фильмах эти поступки могут быть самыми разными и не очень похожими на спасение кота, но после у них у нас появляются симпатия к герою. Это не единственный прием привлечения читателя(зрителя), один из самых сильных.
Previous post Next post
Up