Ранее были подготовлены статья о литературецентризме и рецензия на книгу "Кризис литературоцентризме". Возник вопрос, а как же "у них", в США и в Европе в школах изучают литеретуру. [Spoiler (click to open)]В европейских странах и США отсутствуют общенациональные программы изучения литературы, в которых есть четкий порядок изучения произведений и их правильных интерпретаций. В большинстве случаев в качестве рамок изучения литературы выступают обширные «Списки рекомендованной литературы», из которых каждый учитель составляет свою программу изучения литературы в зависимости от каждого класса. Таким образом в даже в одной школе программа изучения литературы может существенно отличаться даже для отдельных учеников. В классах с углубленным изучением литературы изучаются греческие и римские классические тексты, национальная «классика», известные иностранные произведения. Из русских авторов часто изучают «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына и «Преступление и наказание» Федора Достоевского. В Великобритании изучение литературы определяет Национальный учебный план (The National Curriculum) -документ, регламентирующий программу школьного обучения. Он составляется правительством Англии и корректируется раз в несколько лет. Списка обязательной литературы и авторов в плане нет, только - «как минимум одна пьеса Шекспира, один роман XIX века, изданный где угодно, и одно художественное или драматическое произведение, написанное после 1914 года на Британских островах». В Великобритании нет и учебников по литературе. Что читать ученику, решает учитель В учебном сказано, что что дети должны оценить глубину и мощь английского литературного наследия. Поэтому чаще всего читают Шекспира («Макбет», «Ромео и Джульетта»), Чарльза Диккенса («Большие надежды»), Джейн Остин («Гордость и предубеждение») , Мэри Шелли «Франкенштейн», Шарлотту Бронте («Джейн Эйр»), Джоан Роулинг («Гарри Поттер и философский камень»). В США, как и в Великобритании, уроков литературы нет, а есть один предмет - English, английский язык. В начальных классах на этих занятиях дети учатся читать и писать, затем учатся мыслить, анализировать. Типичное домашнее задание по литературе - book report, отчет о прочитанной книге. Ученик должен кратко пересказать сюжет и проанализировать текст. Предполагается, что такое упражнение развивает критическое и аналитическое мышление. В США списки рекомендованной литературы определяют самые разнообразные организации, начиная от совета попечителей школы до библиотек. Учителя сами определяют список книг для чтения и формы их изучения - от чтения в классе по очереди - до подготовки book report. В США популярны для изучения в школе «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Великий Гэтсби»» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, «Алая буква» Натаниэля Готорна, «О мышах и людях» Джона Стейнбека. Во Франции министерство образования строго регламентирует список литературы к экзаменам, но формируют программу сами учителя. В старших классах делается упор на филологический анализ произведений. Объемные произведения не обязательно читать - достаточно отрывков. Уроки литературы в школах Франции часто формируются по определенным темам: «Описание себя», «Признание в любви», «Город», «Ирония», «Свобода нравов». В школьных программах используют Гюго, Золя, Мопассана, Камю, Бальзака. В Германии каждом регионе (федеральная земля) школьные программа своя. Обязательных списков литературы нет, только рекомендательные. Изучение литературы начинается с современных произведений, к классике переходят в старших классах. Что читать определяет учитель. В сочинениях по прочитанным произведениям главное - не знание содержания или биографии писателя, а умение интерпретировать прочитанное, четко излагать свои мысли, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Школьники получают навыки написания письма, отчета, протокола, газетной статьи, доклада, публичной речи, презентации.