«Как интуитивист превратился в планировщика»

Jun 10, 2019 00:43



В США в сфере преподавания писательского мастерства, которое больше известно под термином creative writing, опубликованный учебник для преподователей становится переходом в категорию признанных профессионалов. К новоиспеченному специалисту обращаются за консультациями, приглашают на радио, телевидение, берут интервью, начинающие писатели задают вопросы в его блоге. Количество студентов растет многократно. Поэтому в США опубликованы сотни учебников по писательскому мастерству.

В США обучением писательскому мастерству занимаются сотни университетов, образовательных центров.  В одном только лишь Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) по программе писательского мастерства (Extension Writers) ежегодно проходят порядка 400 курсов, тренингов различного уровня (от начального до продвинутого) для писателей, сценаристов, поэтов, драматургов, биографов. В составе действующих преподавателей числится больше 200 человек.

Обычно «писательский/сценарный мастер» пишет два учебника. В первой книге он излагает свою концепцию той или иной степени оригинальности, как нужно писать «бестселлеры». Кажется, этой работы достаточно, все подробно объяснено: сколько и почему должно быть поворотных пунктов, на какой странице заканчивается экспозиция и такое прочее. Но студентам, читателям непонятно, как применить на практике эту теорию. Они задают вопросы, обращают внимание на противоречия и «темные» места. И тогда мастер пишет второй учебник, в котором описывает подробный алгоритм написание романа по его концепции. Этот учебник называется «пошаговый план», «рабочая тетрадь», «рукопись за 30 дней».

Большинство преподавателей на этом и останавливается, но, если автор получает популярность и переходить в стадию «гуру» - популярных, высокооплачиваемых консультантов, которых начинают приглашают читать курсы за границей. Их книги переводят на другие языки. В этом случае «гуру» начинают писать книги на отдельные темы: диалог, персонаж, жанр и так далее.

Рассматриваемый учебник Стюарта Хорвица «Архитектура книги» является для него вторым учебником по счету, но на самом деле, - это скорее развитие идей первого учебника.

Я уже писал рецензию на первую книгу Хорвица «Планируй свой бестселлер» и давал ей положительную оценку. Автор пытается помочь начинающим писателям сделать свою книгу более ясной и понятной читателю.

[Spoiler (click to open)]Об авторе

Стюарт Хорвиц - американский преподаватель по писательскому мастерству с 15-летним опытом преподавания, автор трех популярных книг для писателей (Blueprint Your Bestseller, Book Architecture, Finish Your Book in Three Drafts).

Хорвиц успел поработать организатором свадеб, гробовщиком. Каким-то образом стал работать на литературного агента в качестве букридера. Именно на этой работе и придумал свою систему «книжной архитектуры». У Хорвица степень магистра по литературной эстетике в Нью-Йоркском университете. Вторая магистратура имеет отдаленное отношение к литературе -гарвардский «магистр восточноазиатских исследований» (специальность: средневековый японский буддизм).

В 2013 году Хорвиц издал свою первую книгу «Планируй свой бестселлер» (Blueprint Your Bestseller). Как сообщается на амазоне журнал «The Writer» назвал ее одной из лучших книг о писательством мастерстве.

В 2015 году Хорвиц уже успел настрочить «Книжную архитектуру» (Book Architecture). А в 2016 году уже издал «Завершите свою книгу в трех черновиках» (Finish Your Book in Three Drafts).

На сайте Хорвица его метод представляют, как «синтез академических теорий структуры повествования и его практического опыта в качестве независимого редактора, книжного тренера и писателя-призрака».

Хорвиц не написал ни одной художественной книги. Возможно то, что он плохой писатель художки является большим плюсом для преподавания писательского мастерства (см.  - Почему хорошие писатели не могут написать хорошие учебники для писателей).
Перевод

Вторую книгу также перевела Светлана Гусева для сайта «Сочинители.ру». Еше раз благодарю ее за работу и высокое качество перевода.

Напомню, что перевод Светланы Гусевой некоторых терминов лучше раскрывает смысл, чем использованные термины автором. Например, Хорвиц использует термин «серия/сериал» (series) для нескольких связанных итераций. Судя по отзывам читателей на амазоне, это немного запутывает их из-за ассоциации с телевизионным сериалом. Гусева предложила термин «цепочка» и он, как мне кажется, лучше показывается связь итераций и не сбивает с толку читателей.

Хорвиц называет свою систему Book Architecture Method, то есть «Метод книжной архитектуры/структуры». В английском architecture используется также в значении «схема», «структура». Поэтому есть architecture of the snow - структура снега, architecture of a molecule - строение молекулы.
О содержании

В книге «Книжная архитектура» Хорвиц развивает идеи, о которых он рассказал в первой книге «Планируй свой бестселлер». В книге «Планируй свой бестселлер» (Blueprint Your Bestseller) Стюарт Хорвиц предлагает начинающим писателям или писателям-интуитивистам алгоритм, который позволяет из первоначального хаос-черновики создать «более сильный материал». Алгоритм состоит из 22 шагов, каждый из которых Хорвиц подробно объясняет. Алгоритм очень трудоемкий и требующий от авторов систематического усердия и дисциплины в работе над своим черновиком. Более подробно о концепции читайте в предыдущей рецензии.

В первой книге Хорвиц применял свою концепцию к сказке Андерсена «Гадкий утенок» и к черновикам слушателей своих курсов. Видимо, такие примеры не нашли понимания у читателей, поэтому пришлось анализировать более известные произведения.

«Книжная архитектура» состоит на 9/10 из анализа книг известных писателей: Джоан Роулинг («Гарри Поттер и Орден Феникса»), Франц Кафка («Превращение»), Джозеф Хеллер («Поправка-22»), Ф. Скотт Фицджеральд «(Великий Гэтсби»), Саймон Бофой («Миллионер из трущоб»), Аарон Соркин («Социальная сеть»).

Автор применяет к этим произведения свой метод составления цепочек.
Ключевые идеи

В «Книжной архитектуре» Хорвиц развивает метод книжной архитектуры, основанный на использовании цепочек. В его «методе» появляется таблица цепочек, в которой сводятся вместе все цепочки, итерации, что с его точки зрения позволяет лучше видеть структуру произведения, взаимосвязь его частей, ключевые сцены.

Принципиальным изменением Хорвица в методе книжной архитектуры является отказ от интуитивного писательства, то есть, от того, что в первой книге являлось базовой парадигмой метода. Ранее Хорвиц считал, что написании книги без плана, на интуитивном уровне, позволяет выразить некую авторскую потребность в некой самореализации, что заставляет его проявить изобретательность и энергичность. В то время как написании книги по плану, «с изначальной идеей в голове» приводит к вялым текстам.

«Книги, которые пишутся с изначальной идеей в голове, «философские» книги, часто невнятны и осторожны, тогда как книги, рожденные потребностью выразить чью-то реальность, изобретательны и энергичны».

В книге «Книжная архитектура» Хорвиц уже не говорит, что только интуитивные тексты «энергичны», не считает, что написанные по плану книги «невнятны». Он сам предлагает писать по плану.

Теперь Хорвиц считает, что «интеллектуальное планирование не есть враг креативного гения». Хорвиц сообщает, что писатели «на самом деле» являются и структуралистами, и интуитивистами.

«Вы наверняка слышали о спорах между планировщиками, теми, кто дотошно планирует свою работу, и импровизаторами, которые пишут по наитию. Достаточно сказать, что это не настоящий спор. Мы являемся и планировщиками, даже если план существует только в нашей голове, и импровизаторами одновременно, потому что мы постоянно открываем что-нибудь новое».

Более того сам метод «книжной архитектуры» превратился в свою противоположность. Ранее для использования метода необходима был написанный текст без плана, так как по мнению Хорвица текст должен был написан интуитивно, направляемые «потребностью».

Теперь, нужно использовать три инструмента: цепочки, таблицу цепочек, мишень цепочек. Автор должен сформулировать сначала главную тему («мишень цепочек»), и затем продумать цепочки для романа.

«Когда вы сформулируете свою тему, вы можете поместить ее в самое яблочко мишени цепочки, (третьего инструмента), расположить свои цепочки вокруг нее и затем использовать то, что повторяется и изменяется, чтобы детализировать их до уровня отдельных сцен и увидеть, чего недостает в вашем тексте, что должно уйти, и какие возможности перед вами открыты на самом деле».

Такая трансформация от интуитивиста к структуралисту для преподавателей писательского мастерства логична. Одно дело, когда занятия ведет преподаватель по мотивации писателей (Джулия Кэмерон, Натали Голдберг). Их курс не позволит написать книгу, которую примет издательство к печати. Их задачи вдохновить студентов на творчество, снять сомнения в себе, помочь справится с комплексами и т. пр.

Если преподаватель обещает студентам, что они смогут после прохождения его курса написать книгу, которая станет популярной у читателей, ее напечатает издательство, то общими словами про веру в себя тут не отделаешься. В этом случае слушателям нужно предложить аналитические инструменты и пошаговый алгоритм разбора и улучшения произведения, а для этого и нужен план, структурированный по сценам текст, главная идея и так далее.

Кстати, Хорвиц к этому времени не написал пошаговый план для написания книги, и более того, он пообещал, что у него будут только две книги.

«Теперь мы прошли полный круг в моей второй книге по писательскому ремеслу - а их и будет всего две».

Что же делать? - написать третью. Всего через год после издания «Книжной архитектуры», Хорвиц издает новую книгу под названием «Закончи свою книги за три черновика» («Finish Your Book in Three Drafts»), в которой прописывает пошаговый алгоритм написания книги.

Критика метода «Книжной архитектуры» Хорвица

Метод «Книжной архитектуры» представляет собой оригинальный способ структурирования художественного текста. У метода множество поклонников в США, с появлением русского перевода - и в России.

Начинался метод, как способ структурирования первоначального хаос-черновика через декомпозицию текста на отдельные куски (сцены, итерации) и затем сборки его в единое произведение с помощью одного инструмента (главная идея, «мишень цепочек»). Ко второй книге в методе появился второй инструмент для структурирования текста - таблица цепочек, назначение которой также помогать автору анализировать и изменять текст в соответствии со своими целями.

Сила метода Хорвица - во внешней простоте. Книга разделена 15-20 цепочек с 2-10 итерациями каждая. Все цепочки можно отразить в таблице. На мишени цепочек можно посмотреть, насколько цепочки близки к центру мишени («главной идеи»).

«Книжная архитектура» - это красота формализма, в котором конкретный текст представляет собой минимальное значение. Идея цепочка как некоторое изменение позволяет наполнять текст небольшими деталями, которые через ряд «превращений» оказывают гигантское влияние на восприятие читателя. Табличная форма, хоть и не новая идея для писателей для отслеживания множества сюжетных линий в сложных романах, в данном случае удачно применена к концепции цепочек.

Очень полезен для начинающих писателей акцент, который сделал Хорвиц, на главной теме. Ничего нового в этом нет, для современной теории написания романов это является нормой. Но для писателей-интуитивистов полезен заострение на этом внимания.

Но есть у метода Хорвица несколько существенных недостатков, которые ограничивают использование книжной архитекторы.

В современном искусстве/ремесле написания книг сцена является минимальной драматической единицей художественного произведения, - это строительный кирпичик, из которого складывается все здание романа, сценария, пьесы.  В сцене есть своя структура и правила ее создания. Для Хорвица сцена всего лишь место пересечения нескольких цепочек. Он не раскрывает по каким принципам создавать сцены. А ведь именно с вопроса, как написать конкретную сцену начинается процесс создания любого романа или рассказа.

Второй недостаток метода «Книжной архитектуры» - отказа от идеи «сюжета», как расставленные в определенном порядке и по определенным правилам сцены произведения. В первой книге Хорвица был категорический отказ. Во второй уже появились сюжетные арки, «центральные цепочки». Современная теория сюжета предусматривает его деление на несколько частей (экспозиция, поворотные пункты, кульминация и прочее) в соответствии драматическим замыслом, в каждой из которых решается своя композиционная задача. Все что есть для сюжета у Хорвица - это «вопрос, который цепочка ставит»

Понимая этот недостаток, Хорвиц вводит понятие центральной цепочки, но ее назначение у Хорвиц только отслеживание художественного времени в книге.

Отсутствует в Книжной архитектуре и главный двигатель любого сюжета - конфликт. Никак не затронута тема персонажей, диалогов, перипетий, точки зрения и так далее.

Из-за этих недостатков метод Хорвица невозможно использовать для написания художественных книг, как единственный алгоритм. Обязательно необходимо дополнительно использовать инструменты и сюжетные парадигмы других преподавателей.
В итоге

В книге «Книжная архитектура» Стюарт Хорвиц развивает свой метод написания книг через концепцию «цепочек», добавляя новые инструменты «таблица цепочек» и мишень цепочек».  С новыми инструментами Хорвиц фактически отказался от интуитивного написания книг в пользу написания по плану.

Можно поставить пятерку за оригинальность метода и способность самого Хорвица учитывать недостатки метода и улучшать его. Все же недостатки метода цепочек, не позволяют полностью охватить процесс написания литературного произведения.


Previous post Next post
Up