Гостья из прошлого
Сказочный мир
Сказку о любви принцессы из прошлого и художника из будущего показали по телевидению всего один раз - в новогоднюю ночь 1979 года. Критики заклеймили фильм за пропаганду американского образа жизни. Костюм главной героини якобы слишком откровенный и "не соответствует нормам советской морали", слова песни крамольные... Настоящая же причина была в солисте Большого театра Александре Годунове, занятом в картине: после гастролей в августе того же года он остался в США. А ленту положили на полку на целых 7 лет.
Удивительна история создания фильма. Сценарий по произведению Джона Б. Пристли имел к классику лишь косвенное отношение. Нина Фомина, намучавшись с подстрочным переводом, практически сочинила пьесу заново. "В худсовете, - решила она, - оригинал все равно не знают".
Съемки начинались в семь утра и проходили в две смены. На площадке непрерывно звучали композиции Александра Зацепина. Все танцевальные роли режиссер Леонид Квинихидзе отдал артистам балета, а они привыкли играть под музыкальное сопровождение. "Я жила в танце, - рассказывает Наталья Трубникова, прима Музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко (среди претенденток на роль принцессы Мелисенты, в число которых входили такие знаменитые актрисы, как Ирина Алферова и Елена Шанина, она оказалась самой сказочной). Когда же надо было произносить текст, мне становилось не по себе, будто чего-то не хватало. И режиссер стал включать удивительную мелодию. Все слова моя героиня произносила только под музыку".
По словам Михаила Кокшенова, сыгравшего в фильме шута, у них были великолепные декорации и костюмы, а в королевских апартаментах стоял стол, заставленный настоящими яствами.
Режиссер собрал на съемочной площадке самых ярких звезд советского кино. "Я восхищался Эммануилом Геллером, Владимиром Этушем, - вспоминает Трубникова. - У Кокшенова фантастическое чувство юмора, я просто умирала от хохота. Обаятельный человек Владимир Зельдин, интеллигентный, вежливый. Поначалу побаивалась Николая Еременко - еще бы, такой известный! Но он оказался подкупающе простым и искренним. С ним было очень легко играть: все, что говорил, сразу принималось на веру. Это качество талантливого актера! И, конечно, поражал своим фантастическим трудолюбием Александр Годунов. В короткие периоды, когда все стремились отдохнуть или отправлялись в буфет, он в своем балахоне выходил на холодную мраморную мосфильмовскую лестницу и продолжал тренироваться..."
"Всегда быть рядом не могут люди..."
История несчастной любви музыканта Лемисона и леди Нинет стала пророческой для воплотивших ее на экране Годунова и его супруги - актрисы Большого театра Людмилы Власовой. Саша забывал обо всем, когда рядом была жена. Во время съемок приходил смотреть на все сцены с ее участием. Их первые совместные гастроли в августе 1978-го закончились неожиданной для обоих разлукой... Как оказалось, на всю жизнь. Годунов попросил политического убежища в США и был уверен, что жена последует его примеру. Но Людмила вернулась в Россию. Больше они не виделись. Он играл в Голливуде негодяев ("Свидетель", "Крепкий орешек"), она работала хореографом, готовила фигуристов в спортивных танцах на льду. Людмила вышла замуж за оперного певца Юрия Статника, исполнявшего партию Бориса Годунова. "От Годунова до Годунова", - грустно шутили в Большом.
"О прошлой жизни я вспоминаю как о красивом, но коротком сне, - рассказывает актриса. - Так не бывает, но в нашей паре не было ведомых, оба ведущие". В мае 1995 года Александра Годунова нашли мертвым в его лос-анджелесской квартире. Обстоятельства смерти остались невыясненными. Людмила до сих пор не может сдержать слез, когда слышит строчки из песни Зацепина "Всегда быть рядом не могут люди..."
Любовь нас выбирает
Песни, прозвучавшие в фильме в исполнении Яака Йоалы, Ларисы Долиной, Татьяны Анциферовой, моментально стали популярными. По признанию Николая Еременко, именно из-за музыки он согласился участвовать в картине: настолько она была хороша.
Свой самый известный хит - "Ищу тебя" - Александр Зацепин написал задолго до съемок фильма специально для Аллы Пугачевой. Но Леонид Квинихидзе нашел другую исполнительницу - 23-летнюю солистку ансамбля "Музыка" из Ужгорода Таню Анциферову. Голос девушки поразил режиссера. Только вот провинциальная прима ни в какую не соглашалась петь. "Записываться надо было в праздники, - объясняет Татьяна свою позицию, - а мне хотелось остаться дома и ловить телевидение с нормальной музыкой. У нас в Закарпатье, можно было принимать и Чехословакию, и Венгрию".
После долгих уговоров Анциферова все-таки приехала в Москву и, быстренько спев свою партию, умчалась на гастроли. В фильм вошла та самая черновая запись. Шлягер, к которому певица отнеслась так легкомысленно, принес ей известность.
Автор: Марианна Березина
(с) Панорама ТВ, 2008 г., №29