Дабы не потерять и всегда иметь под рукой, копирую Ленину статью под названием:
Костюм и грим в индийском классическом танце. Квинтэссенция женственности и красоты
Костюм (ахАрья) исполнительницы индийских танцевальных стилей кучипуди и бхаратанатьям в наши дни очень разнообразен. Примерно столетие назад он представлял собой более простое одеяние по сравнению с современным: танцовщицы прошлого искусно драпировались в сари (отрез ткани длиной от 5,5 м и шириной около 110 см), сегодня их чаще всего можно увидеть в шитом костюме. Считается, что первой, кто предстал перед публикой в шитом костюме, была знаменитая танцовщица стиля бхаратанатьям Рукмини Деви Арундейл, ей приписывается создание костюма "пижама". Этот костюм шьётся из южноиндийских шёлковых сари ярких расцветок, для которых характерна богато вышитая золотыми нитями (зАри) кайма, иногда изящной вышивкой (зАри бУтту) украшается также и основная часть сари. Часто кайма имеет контрастный фон по отношению к основному цвету сари.
Наиболее распростанены костюмы 3-х видов:
- традиционное сари - это вариант более древний (в сочетании с сальварами и блузкой);
- уже упомянутый шитый костюм "пижама", состоящий из блузы (чОли), специального нагрудника (тхАвани), удобных для движения сальвар с набедренником (качАм) и плиссировки, которая крепится к сальварам при помощи крючков, кнопок или шнуров;
- шитый костюм, напоминающий сари, но также состоящий из отдельных частей: блузы, нагрудника, юбки с плиссировкой и набедренника.
На сей день вариации костюма вовсе не ограничиваются тремя вышеописанными, и часто узнать исполняемый перед вами стиль легче по другим признакам (музыка, темп, характерная пластика танца, избираемые темы, язык поэзии, особенности грима, украшений, жанр танца и пр.).
Особенный стиль украшений танцовщицы восходит к древнейшим временам, когда обителью изящного искусства танца был храм, поэтому эти украшения принято называть "храмовыми".
Наиболее характерны они для стилей бхаратанатьям и кучипуди.
Голову танцовщицы венчает украшение нЕттипАттам, напоминающее обруч, по обе стороны от пробора на шнуре крепятся две заколки (сУрья прАбха и чАндра прАбха), они символизируют сияние солнца и луны. Грудь украшается двумя ожерельями (мАла, харАм, хар), одно из которых плотно прилегает к шее, второе более длинное и часто имеет жемчужные звенья (мУтху мала), талия - поясом (уддиЯна), уши - серьгами в виде небольших куполов (джИмики) и подвесками (мАттал), нос - сразу тремя украшениями (нАтху, бУллаку или пУллаку), предплечья - браслетами V-образной формы (вАнки), запястья - браслетами, пальцы рук и ног - кольцами.
Причёска танцовщицы может представлять из себя либо узел на затылке, либо заплетённую косу. В обоих случаях используются специальные шиньоны (бан), которые в уложенном виде напоминают величественную корону. Бан украшается большой круглой брошью рАгиди. В косу вплетается специальное украшение - кУнджалам, его завершают бархатные шарики или кисти.
Эффектное дополнение убора - гирлянды цветов яркого пламенно-оранжевого канакАмбарам и/или белого жасмина, середина лба (межбровье) отмечается бИнди красного цвета ("точкой", от бИнду - центр). Бинди для индусов - напоминание о том, что они заключают в себе искру божественного, что они бесконечно малая часть (душа - джИва) бесконечно великого (бога - Атман). Стопы и пальцы рук окрашиваются краской растительного происхождения, она называется альтА. Её красный цвет - символ жизни, энергии, радости. Узор, покрывающий пальцы и стопы может быть растительным орнаментом или символическим (солярные символы, свастика, обозначение звука "ом").
На щиколотках танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхУнгхру (или салангАи). Этот своеобразный ударный инструмент призван подчеркнуть красоту ритмического рисунка танца и посвящён богу Шиве Натарадже - владыке ритма.
(c) Елена Тарасова
apsara_spb