вот тут я рекомендовала чудесные фильмы -
http://e-l-f-a.livejournal.com/387016.htmlПосмотрела еще кое-что. В ту же подборку сильных, берущих за душу - "Отец". Только обязательно нужно досмотреть до конца. Такие фильмы сердцем принимаются.
Правда, предупрежу сразу, что с переводом нормальным фильма нет, только русские субтитры. Но мне понравилось слушать на родном языке, красиво.
Попался на глаза фильм "Круг", который в Иране не разрешили показывать. Стало интересно, почему. В описании фильма что-то про дискриминацию женщин и борьбу с ней. Я решила посмотреть, ожидая там штампованный треш, и заранее подготовив себя отделять ложь от правды. Но это даже не понадобилось. После просмотра я почитала отзывы зрителей - они совпали с моими впечатлениями. Никто не понял, где же была дискриминация, как женщин, так и вообще хоть какая-нибудь. По ходу просмотра вообще не сразу, понимаешь, почему у женщин проблемы, что это они так нервничают и куда-то бегут... Ах, ну да - случайно выясняем, что они сбежали из тюрьмы. А к концу фильма становится немножко ясно, за что они там сидели. За проституцию.
Дискриминация как бы выражается в том, что одной девушке с большим трудом удалось уговорить на вокзале продать ей билет для пересечения границы. Потому что по закону женщина должна или предъявить удостоверение личности или иметь сопровождение. Мне очень интересно, в какой стране мира беглая преступница без документов может легко передвигаться по городу, и уж тем более выезжать за пределы страны? В чем дискриминация? Другая женщина не смогла остановиться в гостинице без паспорта. Они, оказывается, группой сбежали. Тоже неясно, где лыжи не едут. Очень приятное впечатление остается почему-то... от полиции! Вот уж не ожидала. Такие спокойные интеллигентные ребята))) Причем ловлю себя на этой мысли уже не первый фильм. Что-то у режиссера явно не задалось, раз эффект обратный получился.
Другая девушка, тоже сбежавшая, отчаянно пытается найти знакомых врачей, которые бы ей сделали аборт. У нее не получается, никто не берется. Во-первых, по закону, требуются опять же документы для этого - медицинские показания к аборту, разрешение мужа или отца. Без всего этого аборт делать не станут. Но даже, если найти лазейку - первая беременность, 4 месяц, поздно, не берутся. Тоже вопрос, в чем, собственно, дискриминация? Если дистанцироваться от фильма, то вообще, мне кажется, разрешение мужа - это логично. У нас почему-то по умолчанию принято считать, что мужчина детей не хочет, и вообще инициатором аборта чаще является именно муж или любовник. Всё это ужасно и неправильно, но почему-то кажется нормой. Ну так вот на самом деле, достаточно мужчин, которые очень хотят детей, мечтают о них. И когда такой мужчина узнает, что его женщина, без обсуждений, делает аборт - ему очень больно. Убили ребенка, которого он хотел, и он ничего не смог сделать, чтобы защитить его. Несмотря на то, что вынашивает ребенка женщина - у мужчины тоже должно быть право голоса в этом вопросе. Это мое мнение. Многие, наверное, не согласятся.
Возвращаясь к фильму. В данной ситуации, у женщины не было разрешения - отец ребенка умер в тюрьме. Ее очень жалко, но вообще всё это результат отсутствия мозга "для подумать". Действительно круг - круг ошибок. Жить в стране со строгими законами может не каждый. Я бы смогла, потому что у меня очень строгие свои внутренние законы. Поэтому, возможно, мне не кажутся страшными законы других стран. Та же проституция является незаконной в большинстве стран мира. За нее сажают в тюрьму. Независимо от религии. Поэтому как-то сильной жалости девушки не вызвали - натворили дел, сели. Про какие-то ужасные ужасы тюремной жизни в кино не рассказано. По ходу сюжета они встречаются в городе со старыми подругами, которые давно вышли. Работают, замужем. То есть жизнь не кончилась, а даже устроилась.
Одна женщина сидела несколько лет. В это время муж взял вторую жену. Ой, какой бяка, скажут некоторые. А почему? Он не развелся с женой, хотя по суду полное право в такой ситуации имел. Женщина тоже легко может развестись с мужем, если он сел или даже просто заболел. В этом плане никакого неравенства нет. Но он не развелся, он остался один с четырьмя детьми от этой женщины. Ну ему же надо работать, кормить их. Взял вторую жену. Молодая жена бросила работу и все эти годы посвятила ЧУЖИМ четырем детям, растила их, заботилась, ухаживала. Вы вообще себе такую женщину представляете? Прийти в дом второй женой и растить неродных ЧЕТВЕРЫХ детей до возвращения старшей жены из тюрьмы. Старшая жена с большой благодарностью отнеслась к новой, когда вернулась. Они стали подругами. В фильме мы видим младшую жену один раз - она заехала за старшей на работу, чтобы отвезти домой. Муж работает водителем-дальнобойщиком, его подолгу нет дома. Женщины помогают друг другу. По-моему, это прекрасно.
В общем-то в многоженстве я ничего плохого не вижу. Но надо понимать, что в Иране это редкое явление. Во-первых - вторую жену можно взять только с согласия первой. А женщины там гордые и цену себе знают, поэтому соглашаются крайне редко. Во-вторых, жен надо полностью обеспечивать ОДИНАКОВО и равно уделять им внимание. А то и в суд подадут за то, что муж молодой жене больше внимания, чем старой уделяет. В общем, всю плешь проедят, потому одной жены большинству хватает по самые уши. Плюс, им еще и дома отдельные надо купить умудриться, чтобы они в одной квартире друг друга не поубивали. Так что по мне, гораздо честнее взять ответственность полную за двух жен, чем иметь одну жену и пять любовниц, которых еще и на аборт отправляют.
Ну и еще одна сцена, которая на самом деле в начале фильма. Женщина родила не сына, как все ждали, а дочь. И ее мать переживает, что муж с ней разведется, потому что нужен только сын. Частный случай выдается за статистику. Иранцы очень любят детей - и сыновей и дочек. Да, сыновей хотят больше, но чтобы разводиться из-за рождения дочки... Это сомнительно. Скорее будут еще рожать до получения сына от той же жены, чем разводиться бесконечно. Особенно учитывая, что после развода содержание ребенка ложится на плечи мужчины. Так вообще не понятно, в чем кайф - как ребенок был твой, так он и остался. В Тегеране у нас был водитель, у которого дома жила своя женская армия. Жена родила ему пять дочерей и напоследок "отстрелялась" сыночком. Мужчине никогда даже в голову не приходило развестись с женой или взять вторую, он очень любил свою жену и всех детей. И это нормальный пример. Достаточно было видеть на улицах, как мужчины ходят, обвешанные своими детьми и "зацеловывают" их с безумной нежностью - особенно дочек. Девочек там одевали как маленьких принцесс. Помню, как это нас удивляло. Мы приехали в самом начале перестройки, когда в Москве еще было не богато в плане одежды. А там девочки в бальных платьях с кружевами по улицам бегали. Это был шок, конечно. И я помню отношение окружающих к себе. Когда мы приходили в магазины игрушек, продавцы улыбались и говорили, какая я красавица, куколка и чудесная девочка. Что-то в Москве я такого не помню. Вроде мелочь - а вот в детскую память как вклинилось...
Ну вот я вам содержание фильма почти и рассказала))) Просто не могу сказать, что его обязательно надо посмотреть, но хотелось пройтись по этим темам, поделиться мыслями.
Еще один фильм, который попался - "Крик муравьев". Ну это такой типичный артхаус, мне кажется, который тоже в Иране не показывали. Ну, думаю, персы немного потеряли от этого. Красиво, пафосно, путешествие в Индию, поиск смысла жизни, и все дела - но как-то... Ни о чём. Простые жизненные сюжеты в фильмах "Цвет рая", "Дети небес", "Отец" - гораздо глубже и яснее дают прочувствовать тот самый смысл жизни, который режиссер муравьев пытался донести до зрителя, вывернувшись наизнанку буквально. Ну мне не понравилось в общем. Какое-то ощущение такое осталось, в духе "мы все умрём, ааааааа!!!!" Не, ну кто артхаус сильно любит - на здоровье))))