Чарльз у Клары украл кораллы

Sep 09, 2022 10:45





«Чарльз выбрал себе имя Карл, хотя мог бы выбрать имя Чарльз», - так звучат сегодня первые абзацы новостных заметок про смену главы британского престола.

Какой Карл? Зачем Карл? Он выбрал себе имя Карл, Карл! Причем, если перевести ту же мысль на английский, то получится «Charles выбрал себе имя Charles, хотя мог бы выбрать имя Charles». В чем дело? Давайте разбираться.



Новый король действительно должен выбрать себе имя, но не чтобы из Чарльза стать Карлом, а потому что от рождения он не Чарльз, а какой-нибудь Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей.

Например, отца ныне покойной королевы Елизаветы (заметьте, не Элизабет) звали Альберт Фредерик Артур Джордж. (Тот самый заика, которого так замечательно сыграл Колин Ферт в «Король говорит»). В народе его поддразнивали по первому имени «Берти», но сам он взял четвертое имя Джордж, и стал Георгом Шестым, в дань уважения отцу Георгу Пятому. Вот только по-английски он как был Джорджем, так и остался - George XVI, [джордж the sixth].

А Георг он потому, что по-русски имена заграничных правителей всю жизнь пытались унифицировать. Во всем должен быть порядок, и особенно в королевских семьях. И, поскольку  большинство историков получали образование на немецком, все Анри стали Генрихами, Уильямы - Вильгельмами, а Луи - Людовиками.

Чем историк современнее, тем бредовей ему кажется затея называть Чарльза Карлом, поэтому португальского короля Жуана III, например, перестали называть Иоанном. Да и вообще современные специалисты все чаще борются за то, чтобы Педро был Педро, а не Питером или Петром. Но в науке у нас геронтократия, поэтому добро пожаловать на престол, Карл.

Другой пример - Библия, там тоже все имена переделаны на манер страны, для которой делался перевод. Поэтому, если бы МакКонахи причислили к лику святых, по-русски он стал бы Матфеем, а по-английски остался бы Matthew, ибо такова традиция. А вот пока ты не на иконе, а на обложках глянца, твое имя транскрибируют на русский так, как есть. То есть, Людовик по паспорту остается Луи, Яков - Джеймсом, а Иоанн (который Богослов) - Джоном.

Почему же тогда британские газеты так удивились, что Чарльз выбрал остаться Чарльзом? Ну хотя бы потому, что два предыдущих Карла были, прямо скажем, так себе. Первый изменил государству, второй - жене (12 детей от разных женщин, и это только официально признанные).

Не знаю, как вас, а меня теперь очень интересует, будет ли Кейт Миддлтон королевой Екатериной.

Больше про английский в инсте и в телеге.

Previous post Next post
Up