Только что закончила читать повесть Дарьи Вильке "Шутовской колпак". Редкое явление в моей нынешней читательской жизни - книжка и вправду у меня - к н и ж к а - с обложкой, с шелестом страниц и гордостью: разорилася-купилася...
Прочитала за несколько часов и не то что не пожалела о потраченном времени-деньгах, а всерьез готова рекомендовать книгу своим ученикам. На фоне набирающей обороты в России повальной борьбы с гомосексуализмом, эта трепетная и хорошо написанная вещь расставляет все по своим местам и очень внятно обещает счастье всем, кто допускает возможность простейшего факта: все мы разные.
Подростку непросто. Делать своими руками чудо можно и нужно. Любить людей - хорошо. Не совершать подлостей возможно, хотя и трудно. Дедушка может быть тварью. Вроде бы истины банальные (кроме твари-дедушки, естественно), но чувство мое как читателя не было этим травмировано, и уж точно не было это самое чувство оскорблено нетрадиционной ориентацией одного из героев. Читая, подумала о Фаермане ("Дикая собака динго...").Та же интонация: романтичная, грустная, светлая. Книга вышла небольшим тиражом - 2000 экз. Боюсь, что переиздания не будет, ибо...И тем не менее, один из экземпляров - у меня!!!
Вторая книжка, которую я прочитала вчера, может быть соотнесена с "Шутовским колпаком" по ряду признаков. Евгения Пастернак попросила своих читателей в ЖЖ отозваться на готовящуюся к публикации книгу "52 февраля", написанную в традиционном соавторстве с Андреем Жвалевским. Это тоже подростковое чтение, хотя где границы, спрашиваю я? Для родителей весьма полезно чтение и "Шутовского колпака", и "52 февраля".
Взаимоотношение подростков (мальчик-девочка) фигурируют в обеих книгах. Но если в "Колпаке" дружеские отношения перерастают в финале в первую любовь, то в "52 февраля" есть тройная интрига: мальчик и девочка влюблены в начале повести в псевдообъекты, если можно так выразиться: мальчика ждет некая Жукова, приготовившая "кроватку", а девочка страдает по студенту, виртуальному знакомцу. Ну, догадались, что произойдет в конце? Ага, они встретятся, и это уже совсем другая история.
А между невстречами и встречей - воспоминания папы мальчика и мамы девочки о своей первой любви (оказывается, конечно, друг к другу). Ну, глупо рассказывать хорошо построенную повесть. Многослойную, добрую, чуть сказочную. С препятствиями - снег завалил город, с добрыми людьми - вышедшими помочь друг другу (если и не верю, то так хочется верить в это!)
Как рассказать своему сыну-дочери о сексе? Как уберечь от ошибок, от глупостей, от трагедии? В каком случае взрослый опыт не вызовет у подростка отторжения? По-моему, авторы нашли хороший (не в первой их вещи срабатывающий) ход: повесть построена как перекличка откровенных монологов от лица мальчика, девочки, папы, мамы. Читателю-подростку, надеюсь, захочется и на своих родителей посмотреть как на больших мальчиков-девочек. Может быть, и папы-мамы, прочитавшие книжку, найдут утешение для себя. Есть за что уважать наших подростковых монстриков, правда!!!