// или почему мы решили выйти из Business Software Alliance (BSA).
Всем привет!
Тут недавно Штатонет (а что, есть же Рунет?) встал на уши по поводу нового закона по борьбе с пиратством. Звать его
Stop Online Piracy Act - или просто SOPA. Комментарии на эту тему звучат вполне однозначно, например: “
These Idiots Are Coming For Your Internet".
Что это такое SOPA? Поддержка и развитие вполне актуальной темы - защита интеллектуальной собственности. Дамы и господа, ну ведь это правильно же! Ну, нехорошо же воровать-то! Автор, а чаще целый коллектив, - они старались, ночи не спали - писали книгу, музыку сочиняли, снимали кино, софт творили и баги в софте тестировали - достойны ли они материального вознаграждения? Да или нет? Прежде чем ответить - подумайте, а вдруг тот же самый вопрос зададут про Вашу, уважаемый читатель, профессию… Ну?
Короче, автора и авторские коллективы надо любить и защищать, чтобы они творили больше, чаще и шедевры. И американские законотворцы решили (сами или под нажимом лобби - мне неизвестно) двигать эту самую SOP’у. Суть которой вкратце заключается вот в чём:
По решению американского судьи все без исключения поисковики, провайдеры, кредитные системы и прочие держатели «рычага» обязаны немедленно отрубить любого нарушителя американских копирайтов от Интернет-канала.
Причём «нарушение копирайтов» понимается в самом широком смысле слова: снят свой ролик с цитатами из «копирайченного» саундтрека, или домашнее видео с сыном-дочкой и в кадре мультик «Кунг-фу Панда», или любое вообще использование в любом виде любого объекта «интеллектуальной собственности» - нарушение, блог закрывается, а может и весь ресурс целиком. Полный звиздец и алес капут.
Теперь подробнее.
1. Что меня несколько напрягло - абсолютная американизированность этого Интернет-закона. Ну, у меня это с непривычки. Любое государство, конечно, должно думать в первую очередь о своих гражданах, их интересах, о защите национальных изобретателей, производителей и о своей экономике. Но здесь немного интереснее. Согласно этому закону интересы не-американских авторов-изобретателей вообще никак не защищаются, но при этом национальная принадлежность нарушителей никакого значения не имеет.
Т.е. Права не американцев - нарушай как хочешь и где хочешь. Но вот американские интересы должны соблюдаться глобально и везде. И «да наплевать!» не прокатит - посмотрите список рутовых DNS серверов, они все в США или на весьма дружественных территориях. Ага… Пряник - за океаном, плётка - тоже.
Ну да и ладно с национальными интересами. Самое печальное, что подобный закон собираются постепенно «натянуть» и на весь остальной мир - через разные ассоциации, например, типа
BSA. Они внезапно, ни с кем не посовещавшись, SOP’у поддержали - и нам пришлось покинуть эту ассоциацию - мы с таким решением не согласны. И вот почему.
2. Чем грозит нам эта SOPA? Да очень просто: дай дорогу такому закону, сюда ринутся тысячи, десятки, сотни тысяч алчных юристов - потому что к практически любому сайту можно придраться по поводу копирайтов! Этот закон приведёт к мощнейшему узаконенному вымогательству. Интернет-бизнес ждут нелёгкие времена - посмотрите на тех, кто не желает лезть в SOP’у: eBay, Facebook, AOL, Google, LinkedIn, Mozilla, Yahoo, Wikimedia и т.п. А вот список тех, что SOP’у поддерживает: уже упомянутый BSA (включая Apple, Microsoft, SAP, Symantec и прочих «софтовиков» - теперь уже без нас), и - главное! За данный закон выступают:
RIAA -
http://www.riaa.com/ - Recording Industry Association of America,
MPAA -
http://www.mpaa.org/ - Motion Picture Association of America.
Вот откуда у этой SOP’ы ноги растут!
А вот теперь - главное.
1. Я не сторонник пиратства. Незаконное использование чужой интеллектуальной собственности (тем более использование в корыстных целях) - это плохо, очень плохо.
2. Но если меня будут продолжать заставлять покупать музыку на CD и фильмы на DVD - я перестану быть противником пиратства.
Один знакомый француз прекрасно сказал: «В торренте висит фильм. Если я его скачаю - я преступник. Если нет - я идиот». Законы вроде SOP’ы делят мир на преступников и идиотов. Не кажется ли вам, что в консерватории что-то не так? Что мир стал другим, он уже давно сетевой - а не виниловый (для тех, кто не знает - раньше музыку выпускали на так называемых «виниловых дисках», диаметром с диск автомобиля - гуглить кому интересно).
Итак, применять к авторскому праву эпохи Интернет правила винила и CD/DVD - это бред и неуклюжесть головного мозга.
Да, когда-то давным-давно стоимость интеллектуальной продукции была высокой - и она была оправданной. Производство (авторские муки), тиражирование, транспортировка, дистрибуция, полки в магазинах - когда-то для кино-видео-книго и прочей подобной продукции это стоило дорого. Сейчас тиражирование и доставка стоят - ноль! Сейчас между автором и покупателем-пользователем посредники уже не нужны! Сколько посредников между блоггером и читателем? Ага - ноль.
Посредники становятся лишними. Посредникам надо думать о том, как трансформировать свой бизнес, чтобы не исчезнуть в будущем - вместо того, чтобы пытаться Интернет-бизнесы загнать в «виниловую эпоху».
Защищать интересы кино-аудио-софт-и-прочей «интеллектуальной индустрии» методами SOPA - это всё равно, что электронную почту обложить тарифами в пользу Почты государственной, звонки по скайпу разрешать по ценнику от телефонных компаний, а носители информации продавать только со сборами в пользу Михалкова Союза Правообладателей. Бред? - полный, абсолютный бред эпохи динозавров, у которых мозг был размером с орешек.
При этом я не сторонник принципа «всё, всем, бесплатно». Авторы - тоже люди, им не только просто кушать хочется, иногда создание объекта интеллектуальной собственности является весьма и весьма затратным делом (например, кино или «тяжелый» софт - бюджеты на производство часто измеряются десятками и сотнями миллионов долларов).
Ну, так сделать надо так, чтобы народ:
- имел возможность гибко и быстро найти и купить то, что ему хочется прямо сейчас и немедленно (и iTunes тому отличный пример).
- чтобы при этом не нарушались интересы правообладателей.
- а посредники…. А посредники пускай идут в SOPA!
Время Интернет - не место для виниловых рудиментов, полностью оторванных от современных технологий, нужд потребителей и реальности вообще. «Бизнес по-старинке» не хочет/не может меняться, да ещё и пытается утащить с собой в могилу весь Интернет-бизнес этой SOP’ой и им подобными.
Мир уже настолько изменился, что старые правила тут больше никак не работают! Нужно искать новые модели распространения контента (да и не надо искать - Apple уже всё сделали и опробовали). А лоббирование «законов периода динозавров» - переливание крови с риском для жизни донора мёртвому пациенту. Государства должны думать не о том, как защитить давно протухшие бизнес модели - а о том, как стимулировать появление и развитие новых.
В общем, моя позиция такова:
- SOPA - в топку.
- Динозавров - на пенсию.
- Распространять контент по новым схемам, например:
- Низкое качество - бесплатно. Бери сколько съешь (отрабатывать рекламой, например).
- Среднее качество - дешево и быстро.
- Высокое (профессиональное) качество - дорого.
По 3 пункту на самом деле уже есть движение, пример - iTunes. Плюс некоторые студии уже практикуют выкладывать контент низкого качества в сеть бесплатно с промо целями.
Вот такая получилась сказка про приключения Интернет-молодцов, про законодательные дебри и SOP’у в них сидящую.
Ну и совсем напоследок - вот супер-клип, который тоже стал
жертвой динозавров медиа-индустрии. По первой ссылке клип уже мертвый, а вот здесь пока еще живой:
Click to view
Ну и совсем завершающий комментарий - о моей компании и её бизнесе в свете изложенного выше. Антивирус - это не продукт, это - сервис. Антивирус живёт на апдейтах - и по этой причине мне в целом всё равно каким образом пользователь получает наш софт - на CD в картонной коробке или скачивает из Сети… - но обсуждение сервисной модели немного выходит за рамки обсуждаемой темы.
На этом совсем всё, всем пока!
UPDATE: Эл Янкович на тему
Click to view