Долгий путь ребрендинга или как Мидори Кума чуть не стал нашим логотипом.

Jul 07, 2021 09:02

Начало июня 2019 года было малопримечательным по глобальным меркам. Планета Земля привычно кружила вокруг Солнца, до начала астрономического лета оставалось 19 дней, а злобный био-корона-вирус не был виден даже в проекте. В общемировых масштабах - рядовой, прямо скажем, был денёк.

Но у нас в компании свой календарь и свои точки отсчёта. Для нас, да и для меня лично, это время стало датой Большого Ребрендинга: мы простились со старым корпоративным стилем (в том числе логотипом), который успешно отсверкал на наших полотнищах аж целых 22 года, и нарядились в новую, современную «одёжку», которая, если говорить ёмкими бизнес-определениями, которыми обычно доказывают необходимость дополнительных бюджетов для обсуждаемого мероприятия... Короче, «новый корпоративный стиль будет точно соответствовать современному этапу развития компании, рыночным и эстетическим реалиям и, самое главное, нашим перспективам и самоидентификации».

Но там, где у других все заканчивается (сменили логотип и «пока-пока!»), у нас только начинается. На самом деле, ребрендинг - это комплексный, длительный процесс совершенствования всех сторон жизни компании, который включает не только внешнюю атрибутику, но манеру взаимодействия с аудиторией, стиль коммуникаций и ещё сто разных измерений.

И вот об этом я сейчас расскажу подробнее.

Работа над Большим Ребрендингом началась ещё в 2018 году. Мы уже давно понимали, что наши старые-добрые брендо-логотипы и основные мессаджи немного ближе к концу 90х и началу 2000х, чем к современным датам на календарях. Уже не первый год мы ощущали некоторый дискомфорт, расхождение между нашими продуктами и технологиями, которые всегда были на острие прогресса, и образом компании среди пользователей. Было понятно, что мы уже давно вышли за границы «простого антивируса», став разработчиком широкого спектра решений для кибербезопасности, но наш «античный» логотип с псевдогреческими буквами как будто якорил компанию в прошлом, навевая пыльные воспоминания дисководных времён.

Почти год мы думали и спорили, консультировались и возражали, встречались и  штурмовали, подходили к снаряду и так и сяк, чтобы разработать оптимальный вариант проведения ребрендинга. По самым скромным подсчётам наша дизайн-команда сделала не меньше 300 (трёхсот!) вариантов нового логотипа. Пару финальных вариантов тормознул лично я :) Не потому что вредный, а потому что очень вредный не увидел в них 100% резонанса с нашими целями.

Вот любопытное «панно», на котором можно увидеть некоторые из отвергнутых вариантов. Впечатляет, правда?

1.


Случались и курьёзы.

В какой-то момент мне пришло в голову, что хорошим логотипом мог бы стать наш зеленый символ, медведь Мидори Кума. Хорошо, что нашлись правильный люди, которые очень наглядно показали, что это, мягко говоря, спорное решение :) Вот так, например, выглядели бы наши бизнес-презентации про защиту индустриальных объектов:

2.


Вот так выглядели бы встречи «в верхах»:

3.


А крышу здания украшало бы вот такое мимими :)

4.


В принципе, прикольно, но бизнесу нашего масштаба уже хочется выглядеть посолиднее. В итоге Мидори Кума занял своё место в новом образе компании, но в строго дозированных объёмах и уместных позах.

Потом мы подключили к процессу весьма крутое лондонское агентство. Они разработали несколько концепций, одна из которых и стала финальной. Детали, конечно, менялись и допиливались, но сама идея - математическая точность и инженерная выверенность - легла на нас как влитая. Спустя ещё несколько итераций и несколько месяцев усердной работы я лично утвердил финальный вариант нового логотипа. Произошло это на конференции Security Analyst Summit (SAS), которая в том году проходила в Сингапуре (эх, были же времена!).

Итак, 3 июня 2019 года мы обновляем логотип, объявляем о начале эпохи «кибериммунитета», я лично пишу об этом пост, и… помните, я говорил, что с этого все только начинается?

В современном маркетинге есть такое понятие как brand experience, то есть по-русски «опыт общения с брендом». Если совсем по-простому, это впечатление, которое бренд производит на пользователя на всех уровнях взаимодействия. И вот тут-то стало понятно, что новый логотип - только база, а работы впереди непочатый край.

Пользовательский путь состоит из множества этапов, от знакомства до отказа (как ни печально, и такое бывает). Логотипом мы сообщили, что мы свои, мы простые и доступные, несмотря на сложность продукта, и заботимся о пользователе, несмотря на «холодную» сферу деятельности. Но одним логотипом сыт не будешь. Надо теперь этот месседж внедрить во всех точках контакта с пользователем, чтобы бренд на всех этапах воспринимали таким, каким его придумали.

Сразу скажу, финальной точки у этого процесса нет и быть не может. Существует такой популярный и красивый миф, что человеческое тело полностью обновляется на клеточном уровне каждые семь лет. Это большое упрощение, но метафора подходящая. Человеческие клетки действительно обновляются в огромных количествах стремительными темпами, но очень неравномерно. Так же и с раскатыванием нового бренда на все уровни - пока до дальних частей системы дойдёт волна, в первой уже снова назрели перемены. Так и живем в постоянном круговороте.

Но первые результаты видны уже сейчас! Мы регулярно проводим маркетинговые исследования и смотрим, как меняется образ компании в глазах пользователей. И вот показатель инновационности за прошедшие два года подскочил с 45 аж до 51 %! Особенно приятно, когда юзеры сами, без подсказок произносят те заветные фразы, которые мы вкладывали в новый образ компании. Расцеловал бы! И юзеров, и наших дизайн-кудесников и кудесниц.

Кстати, про кудесников. Крутость нового бренда признали не только пользователи, но и профессиональное сообщество. За него мы получили престижную премию Red Dot Awards. А недавно узнали, что про него рассказывают на профильных факультетах вузов, как про трендовый. Рады внести посильную лепту в благородное дело российского образования! Ниже фотопруф из Школы дизайна НИУ ВШЭ:

5.


В общем, к чему я это всё? Мы становимся современнее, красивее и доступнее. Останавливаться на достигнутом не собираемся, не наша это прерогатива почивать на лаврах. И хотя этим странным летом нас то поджаривает солнышко, то заливает водой, мы продолжим строить кибербезопасное будущее для всех и каждого.

art, midori kuma

Previous post Next post
Up