Всем привет,
Тут на глаза случайно попалось вот такое
откровение про самолётную жизнь - "что больше всего бесит бортпроводниц". Интересно почитать... С тезисами про пассажиров, которые должны ходить на кухню за водой сами или покупать себе бутылку воды в аэропорту - это, конечно, перебор, но в остальном я её понимаю и абсолютно согласен. Работа сложная, нервная. "Уважайте труд уборщиц" (с) - стюардесс и стюардов. Некоторые называют их "авиа-официанты", но это не так. Их работа посложнее будет, это не просто раздавать подносы с едой. Взял и просто погуглил "подготовка бортпроводников/официантов". Так вот, курсы подготовки стюардесс в 5 (пять) раз дороже и также в 5 раз длительнее обучения на официанта. Это вам для общей эрудиции.
- почему у вас вид такой уставший, у вас же ограничение по полётам 800 часов в год? - спросил я однажды одну стюардессу почившей в истории компании Трансаэро.
- да ну, какие 800... - ответила она мне уставшим взглядом.
Так вот, увидев эти откровения стюардессы, мне подумалось написать свой опус на тему "что меня как пассажира больше всего раздражает в полётах". Интересно? Поехали!
Но сначала "дисклеймер":
Я летаю очень много, в основном бизнес-классом.
В прошлом году, например, было 92 перелёта, из них 12 полётов экономом (бизнеса не было как класса, либо в него не было билетов), 17 раз арендованные джеты, три раза первым классом, остальное бизнес ("у меня все ходы записаны" (с)). Ах да, один раз летел
в кокпите с пилотами! В этом году уже было 40 налётов, из которых три раза экономом, пару раз джет. Т.е. мой рассказ можно назвать "что мне не нравится, вид из салона бизнес-класса".
Почему бизнес, а не эконом?
Во-первых, если я буду летать экономом с таким графиком перелётов... то помру, наверное, и очень быстро. Или как минимум окажусь в больничке. Во-вторых, обычно "на грунте" совершенно не хватает времени, график забит адово, и перелёт для меня возможность разобрать почту, почитать книжку, отдохнуть и даже выспаться (если дальняк). И некое "прайваси" - я окончательно перешёл в бизнес-класс, когда меня кто-то узнал в очереди в туалет в эконом-классе :) (почему-то в памяти отложилось, что это был рейс Москва-Рим).
Почему не 1й класс? Обычно на коротких перелётах 1го не бывает, а на длинных для меня самое главное - чтобы кресло в лежак раскладывалось. Остальное не столь важно. 1й класс (особенно азиатский или арабский) сильно превышает мои требования к самолётному комфорту.
Почему не частный джет всегда? Жаба душит! Дорого... :)
Итак, перехожу к обещанному тексту. Что мне больше всего не нравится в самолётах как пассажиру бизнес-класса.
А знаете что? Если кратко - мне всё нравится!
На этом рассказ можно заканчивать :) Но я всё же постараюсь поделиться ньюансами и мелкими деталями. Теперь - по пунктам.
1. Passenger Announcement (PA).
Больше всего в полётах меня раздражают назойливые объявления. Лежишь себе, кино смотришь - а тут тебе хрясь на весь экран: "PA in progress" - и лежи, слушай как здорово, с какой скоростью и на какой высоте мы летим. Или что "в воздухе турбулентность, всем вернуться, пристегнуться и затихнуть на своих местах". Как будто мы тут все не чувствуем как самолёт трясёт уже где-то с полминуты.
Больше всего надоедает Аэрофлот. На самом деле, по моему скромному мнению, Аэрофлот - это лучшая авиакомпания Европы (в категории "бизнес-класс", про эконом уже давно ничего не знаю). Бизнес-салон и обслуживание в Аэрофлоте заметно сильно выше-лучше-прекраснее любой другой Люфтганзы, Бритиш-Эйрвейзов, Эйр-Франсов и тем более прочих Алиталий. Ну, может быть, Virgin покруче (передавайте привет Брэнсону), но ими я летал всего-то один раз.
Так вот, Аэрофлот - это самая болтливая известная мне компания. Они не ограничиваются "пристегнуться-взлетаем" и прочее. Они выступают гораздо сильнее:
"Уважаемые дамы и господа. Мы рады сообщить вам, что 2015 год в Российской Федерации объявлен годом культуры. Аэрофлот гордится российскими традициями...." - и так далее, да на трёх языках! Русский, английский и язык страны прибытия. Ну, год 2015-й давно закончился. Я так надеялся, что успокоятся... А нет! "Мы рады сообщить вам, что 2016 объявлен годом российского кино" - хрясь по ушам! А этим Аэрофлотом я в 2016-м прошлом году летал 30+ раз, да наизусть я все эти объявления выучил!
Ага, а 2017-й год чего? Что-то вроде замолчал Аэрофлот, или это я уже научился "уши" одевать до обязательных самолётных анонсов? Наушники с хорошей музыкой действительно спасают, но иногда просто забываешь их вовремя достать и попадаешь на волну аэрофлото-спама по полной программе.
Ещё в Аэрофлоте меня немного корёжит от обязательного вопроса "как к Вам обращаться?" (1. ещё раз - я про бизнес-класс; 2. в других компаниях я такого не помню). Ну какая разница, обращайтесь ко мне "господин пассажир" или вообще никак не обращайтесь. Может быть, этот излишний сервис кому-то нравится, а мне - нет.
2. Соседи-пассажиры.
Иногда так случается, что сзади сидят дети или невдумчивые попутчики. Которые считают, что впереди стоящая спинка кресла является их собственным личным пространством, и что по ней можно бить-колотить руками-ногами и вообще. Да, бывает такое. Они типа трамбуют своё личное пространство, а тебе достаётся по спине сомнительным массажем. Лечится это обычно резким откидыванием этой самой спинки в их сторону и потом медленным подниманием её в обратное положение. Обычно сзади все всё сразу понимают. Это актуально только на коротких рейсах, где в салоне "кресла", а не "лежаки в коконах". По кокону бей-обколотись, эффекта для переднего пассажира будет немного.
Ещё бывает (но совсем редко), когда ты лёг спать, а твой сосед со своим приятелем сбоку-сзади-спереди начинают трепаться о какой-то фигне, громкими голосами и на непонятном тебе языке. Ну, уроды, очевидно. Человек спит - соблюдайте тишину, пожалуйста. Даже если человек лёг спать днём. Если это не очевидно, наверное, в головном мозге у обидчиков очевидные проблемы. Их проблемы навсегда, мои проблемы временно.
Однажды было вообще ах. Ночь, все разложили лежаки и угомонились. И мой сосед неведомой мне имени-фамилии и национальности начал, извините, пердеть. Обычно лишние запахи - это не очень страшно. Вентиляция в современных самолётах устроена так, что все сдувает и высасывает без влияния на соседние кресла. Но в тот раз (единожды в моей практике) мой сосед шептал в атмосферу так активно, что вентиляция не справлялась. Пришлось компенсировать воздушную атаку дополнительной дозой вискаря.
3. Дети - намана.
Маленькие дети обычно орут в самолётах, чем вызывают всеобщее неудовольствие. Более того, в соцсетях мною было замечено, что самые недовольные вообще призывают запретить возить мелких детей в общественных самолётах, чтобы в ухо не было лишних детских сверхдецибел, а общий настрой взлётной или посадочной нервозности не зашкаливал выше допустимой индивидуальной планки.
На это у меня есть что сказать.
а) Мне очень сильно кажется, что дети чувствительны к страхам родителей. И если родитель панически боится летать, то этот лётный ужас передаётся и ребёнку тоже. Посему, если хотите летать со своим дитём тихо, то учитесь не бояться самолётов.
a1) Я тоже иногда летаю с маленькими детьми. Но мои дети летают молча - криков, оров и визгов нет. Ну, бывают иногда, временные - пока еду не принесут. А потом - всё под контролем, тишина и порядок. Как? == не надо бояться - это раз, не надо свои страхи проецировать на своих беззащитных попутчиков - это два. Хорошего и комфортного полёта, даже с детьми!
б) Летаю много, орущие рядом дети раздражают редко. Ну, может быть, каждый десятый(!) рейс. Что делать? Наушники на голову с хорошей музыкой, или просто беруши в уши и всё. Проблема решена. Потом обед, десерт и сон. И всё в мире прекрасно... До момента посадки, когда "уши" на голове уже надоели, а дети опять начинают ораторию дурными голосами... уже осипшими от многочасового ора, который я в своих "ушах" доблестно пропустил по всему полёту.
с) Не нравятся орущие дети категорически? Вплоть до ненависти неизгладимой и попыток запретить их к перевозу? (видел такое). Мой ответ на это прост. Он звучит вот так:
"Вам что, лень до Внуково-3 доехать?"
От этого терминала Вы можете лететь куда хотите и в какой хотите кампании. Не верите? А попробуйте! Я оттуда улетал и прилетал туда же. Куда хотел и с кем хотел. Чужих там не было. Это очень хорошо было, всем того же самого рекомендую. Ах дорого? А что хотелось - "такси" по цене "автобуса"? Дорогие мои, ну так же не бывает! Либо платите, либо терпите. Экономика денег есть нелиберальная субстанция (за исключением рекламных скидок).
4. Разные прочие мелочи = неважно.
Да. Бывает. Неудобное кресло даже случается! Я же, вроде, стандартного размера, ничего экстраординарного. Но тут чем-то летел недавно (не помню уже), там кресло было так создано, что или коленки к ушам (если подножную планку достать), либо они висят неудобно совершенно (если отправить кресло в положение "отдых").
Я прекрасно понимаю, что эти наезды на сервис выглядят как из категории "жемчуг мелкий" (вы полную версию знаете? нет? - интернетьте), но ещё раз хочу напомнить, что у меня работа такая, что если буду летать экономно = то недолго.
Да, в самолётах, даже в бизнес-классе есть разные мелочи, которые нервируют.
Например, хамское поведение бортпроводников... Ой, в самом начале про них уже было... Но здесь повторюсь.
Иногда на некоторых авиалиниях (все США-компании, AirFrance, Alitalia - список у меня короткий, я не злопамятен) - иногда бортпроводники ведут себя... ммм, ну, скажем, недружественно. Забывают заказы (которые сами же и собирают), игнорируют просьбы пассажиров, громко разговаривают рядом со спящими людьми. Что ещё? Ну, наверное, это как в ресторане. Вы можете отличить официанта-хама от нормального добросовестного труженика? Здесь на борту тоже самое. Да, бывает. Иногда это и здесь случается. Недостаток базовой культуры и уважения к другим членам общества, пусть даже временного. Это не лечится, летайте другими компаниями (Азия, Арабы, Турки, Аэрофлот, кого ещё забыл - там всё волшебно). Подробнее про авиа -
здесь.
5. В первый раз в 1-й класс.
Первый класс. Здесь чудесно и роскошно, особенно если это азиатские компании или арабские. В Эмиратах в 1м классе даже душ есть! Да-да, в самолёте во время полёта можно освежиться! В других компаниях 1й класс не пробовал и не тестировал, не получилось пока. Исходя из полученного опыта - есть одна неприятность для моего созерцания. Сервис местный ну уж слишком совсем назойливый и прилипчивый. Мне бы поскромнее хотелось, а не в каждый момент "Вас всё устраиватет? Что ещё хотели бы отведать? А вот здесь, посмотрите внимательней, особое меню восточных сладостей". Ой, это не мой стиль. Да, мне бы попроще... в бизнес :)
6. Аплодируйте громче!
Дамы и Господа, Девочки и Мальчики, Гуманитарии и Айтишники, Курортники и Просто-так-лечу вместе взятые!
Вы в курсе, что все современные самолёты и большинство важных аэропортов оборудованы системами автоматической посадки? То есть, пилот выбирает аэропорт приземления, получает "добро, сажайте сюда" от местных диспетчеров, а потом навигация с автопилотом, направляемая местными аэропортными радарами и прочими направлятелями, все вместе они рисуют картинку в головном железном мозге автопилота, который совершенно автоматически, без какого-то вмешательства человеческого фактора, всё это - блямс! - и приземлилось в нужной точке, в определённом направлении и скорости, в заранее заданное время. Нормально? Да, вот такие чудеса... Определённо, техника рулит. А вот человек иногда ошибается.
Я же хотел о совершенно другом рассказать - об аплодисментах. Вы же все, наверное, слышали как в самолётах после приземления аплодируют, типа "спасибо, командир, долетели!". Так вот, это всё - полная фигня. Во-первых, действительно аплодируют только иногда, в недостаточно развитых регионах. Я слышал аплодисменты на региональных рейсах: Россия, США, Италия. Это были всё местные перелёты, условно "от деревни до деревни". Вот, они и хлопают.
Так вот. Большинство аэропортов уже давно оборудованы системами автоматической посадки. Т.е., если летит современный самолёт (B или A, или даже SSJ), то в любом современном аэропорту ему могут сделать авто-паркинг. Ну, да, конечно же это не распространяется на совсем провинциальные рейсы, типа какого-нибудь Кангерлуссуак-Иллулиссат, например. Там "на ручке" сажают самолёты. А вот в остальных местах, если свидетели случайные не врут, то доля авто-посадок достигает 90%. То есть, это ещё надо повезти, чтобы попасть на самолёт, который будут сажать не бездушный агрегат, а духовные мирские пилоты.
Короче, 90% посадок в Москве-Париже-Амстердаме-... - это всё совершается автоматически. Под присмотром человека-пилота, но без его участия.
Так что задайтесь вопросом - кому пассижиры аплодируют? Пилотам? Нет! Аплодируют (90%) программистам и всем остальным IT-шникам.
Именно они разработали программу автоматической безопасной посадки, именно они снабдили эту хрень нужными инструментами, это именно самая безопасно-нужная вещь, а то у пилотов иногда крышу сносит. Компьютеры тоже иногда ошибаются, но человек косячит гораздо чаще.
В общем, если самолёт сел на автомате, то аплодисменты в кабине - это "спасибо программистам"! Хлопайте в ладоши громче! Пилоты всё равно не услышат, а программистам будет приятно :)
Кстати, я вчера задал вопрос:
Как отличить кто сажает самолёт - бездушный робот-автомат или тёплый ламповый человек-пилот?
Один мой знакомый пилот Эйрбаса, бывший до "авиа-автобуса" лётчик-испытателем со многими орденами-медалями, причём самыми высшими... Так вот, на мой вопрос "как отличить при посадке автомат от ручки" он ответил, что:
"Теперь уже никак"
На этом всё, летайте чаще и в разные стороны, рассказ вроде бы состоялся.