Обожаю музеи современного искусства!
Сильно не фанатею, специально музейную активность не планирую, но очень люблю эти экспозиции "вывихнутого мозга" и если по дороге на обочине маршрута жизни вдруг оказывается подобное заведение - иду посещать в обязательном порядке.
Бывал в
некоторых местах, иногда
неоднократно (ой, вот
это правильнее будет). Очень втыкает! Но не подумайте, что я вот прям такой ценитель современной мазни задней левой ногой непонятным содержимым по невнятной поверхности. Да, наверное, процентов 90 "современного искусства" - это обкуренно-обколотые, шизофренически дурнопахнущие помои. Но в оставшихся 10% иногда натыкаешься на нечто резонирующее неизвестные струны моей души. Внезапно нога спотыкается и останавливается, замираешь - и гипнотизируешься... Бывает в этих инсталляциях нечто, что бьёт по башке чем-то современной науке психологии (а также псевдо-науке философии :) доселе неизвестным.
Короче, по музеям современного искусства я хожу как кладоискатель. Нет, настоящими раскопками я ни разу не занимался...
Ну, пока не занимался, но относительно скоро расскажу!. Так вот, поскольку я ни разу не бывал кладоискателем, то применю другую аналогию. Музеи современного искусства - это как рыбалка. Можно сходить совсем впустую, а можно и "корм кошке" наловить, но иногда бывает и настоящая рыба! Золотая даже рыбка! Которую смотришь, фотографируешь, смотришь ещё с другой стороны, потом уходишь, но возвращаешься и снова смотришь! Музеи современого искусства - это такая вот сила, которая специальной неведомо-не-ньютоновской гравитацией тянет меня обратно... ловить Большую Рыбу в мутной воде так называемого "современного искусства".
Можно тоже самое сказать и покороче (это у нас рейс Франкфурт-Москва задерживают, вот я так и коротаю время :)
Мать-природа, так-перетак её, на нашей планете опробовала бесчисленное множество вариантов форм жизни, да и до сих пор продолжает пробовать. Современный мир - это те биологические субстанции, которые умудрились выжить. Остальным не повезло. Тоже самое и в искусстве. Больной на всю голову творческий мозг творит самые любые творения, от дико ужасных до мерзко безобразных. Подавляющее большинство из них урождённые убогие калеки, не имеющие никаких шансов на продолжение рода. А вот некоторые - наоборот! Именно они становятся мега-звездатыми шедеврами, подсвечивающие новые дороги будущим поколениям художников-дизайнеров (а заодно и рисовальщикам-халтурщикам).
Итак, я опять многословен. Бывает. Суть в чём? В Люксембурге есть
Музей cовременного искусства MUDAM (The Grand Duke Jean Museum of Modern Art, он же Musée d'art moderne Grand-Duc Jean), где у нас случилась экскурсия, а потом ещё и ежегодный Рождественский ужин с ключевыми европейскими клиентами и партнёрами).
Музей относительно небольшой, но вполне симпатичный. Достоен специального посещения. Что было необычно - нам выдали экскурсоводов! Почти всегда я стараюсь избегать участи экскурсоводного туриста, но здесь не получилось - и не жалею. Очень интересная прогулка, а какой был диспут!
Сначала экскурсовод пыталась нас убедить, что Земля круглая. Ну, типа, большой такой шар, на поверхности которого мы все и живём. Это довольно распространённое современное заблуждение, ведь на самом деле Земля - плоская. Девушка-экскурсовод (дальше просто "девушка-э") что-то нам доказывала, много говорила, размахивала
маятником Фуко и вообще.
Но в спорах с апологетами "круглой Земли" все их доводы с хрустом трескаются о простой и очевидный факт. Ведь если следовать теории "Земли-шара", то у неё есть экватор длиной 40тыс.км., который (по их теории) вращается вместе с Землёй и совершает полный цикл за 24 часа. Т.е. точка на экваторе движется со скоростью 40-тыc-делить-на-24 = ~1670км/час = ~463 метра в секунду, что есть быстрее скорости звука! Однако я много раз бывал в
Сингапуре (он почти на так называемом "экваторе") и со всей ответственностью опытного наблюдателя уверяю всех вас - в Сингапуре со скоростью звука всё в порядке! Никаких необычных атмосферных звуковых аномалий ни мной, ни моими друзьями и коллегами не зафиксировано. Так что идите со своей вращающейся кругло-покатой Землёй куда подальше!
На этих доводах девушка-э немного притормозила и приоткрыла рот... Я её прекрасно понимаю. Ведь принять факт того, что Земля есть не круглая планета, а
плоскость - это так же революционно непросто, как во времена Коперника и Галилея поверить в шарообразность нашей тверди.
А потом я ей ещё вмазал концепцией
"полой Земли" с инвертированными физическими законами (скорость света, гравитация, прохождения волн по воде и тверди)... Есть такая теория "инвертированного" шара, где Земля "вывернута наизнанку", мы живём на внутренней поверхности шара, а все наблюдаемые звёзды, атмосферные явления - всё это внутри шара. Туда же Байконур запускает Союзы на МКС - и всё это тоже внутри шара, а не снаружи. Скорость света (да и всё остальное) при этом пропорционально падает при движении к "центру мира". Т.е. вот такой "пузырь в тверди", внутри которого - всё. Попробуйте опровергнуть!
На этой моей тираде мозг у девушки-э начал закипать и клинить в ступор, что было заметно невооруженной оптикой и другими измерительными приборами. Чтобы разрешить противоречие я ей предложил пойти на компромисс. Земля - это не шар, и это не пузырь. Пусть Земля будет просто плоской твердью - как это видится и подтверждается всеми нашими органами чувств, а также элементарной логикой технически образованного ума.
А в качестве десерта (для закрепления пройденного материала) я ей задал вопрос: если Земля круглая, то на полюсах планеты в конкретные сезоны Солнце должно всегда висеть на небе, должно быть всегда светло. Суточный цикл должен быть стабилен, день не должен никак отличаться от ночи - логично? Но это не так! Чем суточная ночь (когда стрелки часов показывают ночное время) отличается от дня? В чём разница? На эти вопросы она так и не смогла ответить. Вот вам и апологеты шарообразности нашей тверди! Отличие есть - о нём ниже.
Нет, об этом в следующий раз. А пока подумайте сами. Когда над полюсом постоянно болтается солнце - чем день отличается от ночи? (отличие точно есть, я сам видел). Ну, пробуйте угадать! Или догадаться.
Переходим в другой зал.
Главное правило безопасности звучит так: "никогда, ни при каких условиях нельзя нажимать Большую Красную Кнопку!!!". Или на английском вроде бы звучит так: "Never, ever press the Big Red Button" (желающие могут погуглить результаты нажатия). А здесь в Музее рядом с одной очень - ОЧЕНЬ!!! странной конструкцией, на полу как раз и поджидает жертву именно такая "Большая красная кнопка". Причём именно на полу, чтобы нажимать ногой, зажмурившись и заткнув пальцами нос и уши. Ногой вытянутой вперёд подальше - вот так: вжик по кнопке!...
... И механизм сработал. С хрустом, треском и ударами железа по железу, сотрясая эфир нелепыми звуками, колёса начали вращаться, шарниры шарнирить, какие-то механические рычаги перемещаться из стороны в сторону. Душераздирающее зрелище (с) Иа-Иа. "Complicated and useless like a human life" - почему-то подумалось мне.
А тут ещё много других очень полезных художественных предметов.
Например, настольная пушка, которая срабатывает от солнечного света через линзу ровно в полдень. По бабаху из этой пушки можно, например, часы настроить, а можно этот сигнал использовать как звонок к обеду. Или как будильник - в зависимости от привычки вставать рано или не очень.
Французские часы! О, да - очень полезная штука. Измеряют время до пенсии. На них через сложную комбинацию шестерёнок идёт отсчёт французской жизни: 60 секунд в минуту - 35 часов в рабочей неделе (да, французы известные трудоголики) - 13 рабочих недель каждый квартал года - 40 лет трудового стажа для получения полной государственной пенсии. Офигительной полезности и художественной ценности инсталляция, ага... А ещё с учётом того, что французы боооольшие любители забастовок... но забастовочные часы и дни-недели никак на часах никак не отображаются.
Экскурсоводы. Вот они вдвоём - девушка-э и робот-э, который в недалёком будущем сам будет водить экскурсии и развлекать туристов.
Со временем робот-э будет становиться всё умнее, начнёт запоминать вопросы, комбинировать ответы из базы данных, применяя сложную логику (всё это местный персонал будет гордо и неверно называть "искусственным интеллектом"). А потом и туристов-человеков тоже заменят роботами. И будет бегать этакий пра-пра-пра...-внучек этого беленького пластикового гнома и развлекать разномастных и мультивендорных роботов-любителей современного искусства... наверняка уже тоже роботячьего искусства, очень современного, но уже не хомосапиенсного.
А ещё мы ... спонсоры этого музея! О чём имеется специальная табличка.
И, наконец, рождественский ужин с клиентами и партнёрами. Стол и стулья также являются музейной инсталляцией - нас очень просили на сувениры не разбирать и
граффитями не украшать.
Остальные
фотки из Музея современного искусства Люксембурга здесь.
И ещё немного на правах рекламы.
Мой регулярный попутчик на
Камчатку А.Б. опубликовал
новый рассказ о нашем недавнем путешествии по этой удивительной вулканической стране. Настоятельно рекомендуется к прочтению.
И напоследок напоминаю про вопрос: чем на полюсах (или рядом), в условиях длинного "полярного дня" (светлого и постоянно солнечного - если повезёт с погодой) день отличается от ночи. Там очень просто! Но нужно догадаться :)