Всем привет!
Продолжение историй про
Камчатку.
Сегодня будет рассказ об универсальном средстве передвижения по полуострову - о вертолётах. Многие фотки не мои - сделаны остальными участниками описываемых безобразий.
Увы, дорог здесь немного, ведут они не во все направления, добраться до некоторых очень интересных мест иначе как ногами или на вертолёте - просто невозможно. И что важно - в списке недоступных для колёсного транспорта такие обязательные для посещения уникальности как Долина Гейзеров, Ходутка, Ксудач, отчасти Курильское озеро, многие другие вулканы и озёра. А иногда вертолёт необходим для заброски или завершения сплава по местным речкам. Ногами туда топать далековато, до Ксудача, например, от ближайшей дороги надо будет добираться минимум дня 4 - а потом ещё и обратно прогуляться. Вроде бы на Ходутку и Ксудач пробирались на квадрациклах - но это тоже экстрим, непонятно что будет легче - топать ногами или периодически тащить на себе квадрик :)
Плюс к тому вертолёт может подкинуть "закладки" с продуктами по маршруту следования - чтобы не тащить на спине картошку [и консервированные ананасы] и прочую тяжёлую еду на все дни отрыва от цивилизации. // Сублиматы и прочее спортивно-туристическое - не предлагать!
У вертолёта есть еще один большой плюс - картинки за окном вертолёта впечатляют, фотографы активно конкурируют за место у открытого иллюминатора (их можно открывать!) - а стрекот затворов фотоаппаратов, высунутых из открытых иллюминаторов, иногда заглушал звук работающих винтов и движка :)
Но у камчатских вертолётов есть один существенный минус - это в основном довольно старенькие МИ-8, которые летают только в условиях прямой видимости. Если перевалы закрыты облаками - вертолёты сидят на приколе, туристы ходят лениво туда-сюда по парковке рядом с вертодромом и грызут семечки... Вот с нами так и получилось - экспедиция была задержана на день по причине невертолётной погоды.
Улетели на Курильское озеро только на следующий день - на самом озере, говорят, был полный ахтунг. Вертолётчики ориентируются «на глаз», а там случилась какая-то нереально низкая облачность (вообще-то свойственная Курильскому), что даже бравые камчатские ассы спасовали. Как сказал по этому поводу наш главный гид Денис - "Погода у нас всегда хорошая, климат вот только суровый..."
Лирическое отступление: у нас в камчатских походах есть две табуированные вещи - опытным путём было установлено, что любые реверансы в адрес погоды, а также (самое главное!) упоминание "крем от загара" неминуемо приводят к дождям. Посему всуе ни то, ни другое не поминали, придумывали альтернативные варианты вербального обозначения.
Есть у вертолётов и еще один очень неприятный минус - это кусачая цена. Стоимость одного часа полёта в разных компаниях сейчас 125-135тыр. От Петропавловска-Камчатского до Курильского (с промежуточными короткими посадками) лететь 2.5 часа, до Толбачика и Северного прорыва (с залётом в Долину Гейзеров, Узон и облёты вулканов) - примерно 5.5 часов. Вертолёт берёт на борт 15 человек с грузом - вот и считайте... Стоимость просто экскурсии к Гейзерам и в Узон - 29тыр на человека.
Можно, конечно, отказаться от авто-недоступностей и поехать на вахтовке - но до Толбачика в разгар сезона цена будет от 100тыр за ЗИЛ 131 до 150тыр за Камаз или Урал - на 5-6 дней. А под Мутновку стоимость будет 25000 в день и выше.
Кстати, одно колесо на эту машину в местном авто-магазине будет стоить 20тыр. А стоимость горючки такая: АИ 92 - около 33руб, АИ 95 - 35руб. Соляра всегда на уровне АИ 92. В удалённых местах, где заправок мало, наценка за доставку - получается ещё дороже. А осенью (ходят слухи) цена потихоньку поднимется до 37-38руб. И прочее:
- пиво разливное полтора литра в бутылке Камчатское: около 120руб.
- проезд в общественном автобусе: 16руб.
- маршрутка: 30руб.
- такси в Елизово 600-800руб, в Паратунку 1000-1200руб, в обратную сторону дешевле.
Всё это дорожает в среднем каждый год на 5-10%.
Кстати, наценки туркомпаний в среднем на простые туры с несложной программой - до 20%. Если тур сложный - то больше, риска больше.
Авиабилеты, если заранее подсуетиться, можно взять до 20тыр в оба конца. Полёты в глухое межсезонье и не на праздники стоят 10-15тыр в оба конца. А в сезон-2012 полёт Москва-Петропавловск-Москва притормозившим купить его заранее обошелся в 60тыр! Экономом! Ой-ой. Вот такая бухгалтерия...
А как оно туда летится в хороших картинках можно посмотреть в ЖЖ А.Б.
здесь.