FAQ: Индигирская труба. Ответы на часто задаваемые вопросы - что это и зачем так?

Jun 07, 2024 09:51

Не зря мы так долго ездили в марте туда-сюда по сибирским/якутским просторам. Мы экономили время, убегали от метелей и "запечатанных" ими дорог, наматывали сотни километров тоже не зря. Поскольку у нас остались свободные дни для других точек на нашей необъятной карте. И одно из самых интересных - это:

Индигирская труба (она же официально "Большое Ущелье").

1.

Этим топонимом обозначают более чем 20-километровый участок реки Индигирки, где она ровно с юга на север прорезает хребет Черского километрах в 500-х к северу от линии Якутск-Магадан.

2.

Здесь вполне себе полноводную Индигирку с обеих сторон подпирают вполне себе горы, да климат здесь арктический и весьма континентальный, да плюс к тому место это весьма продуваемо разными ветрами. Короче, в результате всех этих событий здесь регулярно происходят разные чудеса.

Про лето почти ничего не знаю. Ну, только то, что изредка здесь сплавляются холодоустойчивые туристы - на байдарках, катамаранах, рафтах. Но более никакой хозяйственной и прочей деятельности не ведётся, поскольку места весьма глухие (даже по местным меркам), делать там летом нечего. Тем более нечего там делать во время ледостава и ледохода.

А вот зимой всё приходит в движение. Индигирка здесь промерзает до самого дна, по льду реки строят зимнюю дорогу ( зимник), и по этому зимнику на север караваны дальнобойных грузовых машин везут всё необходимое для жизни в очередной весенне-летне-осенний сезон.

Но я не про работу и экономическую необходимость зимников. Я про совершенно необычную, вымороженную, адски неприветливую местную действительность - и как же это прекрасно! Но обо всём по порядку.

Здесь много чудес. Камни, висящие в толще воды. Давление воды, которое ломает лёд и заливает всю трубу. Заиндевевшие останцы на вершинах гор. И дальнобои, которые в этих условиях везут грузы на север... С чего начать? Ну, наверное, повторюсь, что Индигирская труба - это... ну, не совсем каньон, но очень узкое ущелье. Причём в таком месте, где зимой снег с камней и льда выдувает просто напрочь:

3.

Не зря это ущелье назвали "трубой" ->

4.

Если до трубы и после неё Индигирка течёт в достаточно широких горных долинах - как на фотке:

5.

То здесь её подпирает горной системой, реке деваться вообще-то некуда.

6.

Для полноты картинки укажу, как это выглядит на местности. Вот здесь на спутниковых яндокартах - вся труба:

7.

Она же между двумя ближайшими населёнными пунктами: Усть-Нерой и Хонуу:

8.

// Яндокарты перестали показывать дорогу по зимнику - это правильно, там всё уже растаяло. Но почему-то пешеходную дорогу они показывают. Этим и воспользуемся :)

И зимой там просто обалденно! (Но очень холодно, ветер, да и риск некоторый тоже присутствует).

9.

Но в остальном - просто прекрасно! Вот, например, Д.Е. стоит на месте замёрзшей "надлёдной речки", по которой 10 дней назад по фары в воде шли дальнобои:

10.

Как это идти "по фары в воде" - это сложно объяснить, но потом попробую.

А вот так здесь ломает лёд:

11.

Короче, весьма достойное место.

Вход в Трубу - теперь буду упоминать название этой географии с заглавной буквы.

12.

Это с южной стороны, 180км от Усть-Неры. В прошлый раз здесь ещё пункт обогрева стоял, но, видимо, по причине тёплых мартовских погод в этом году его уже убрали.

Снег с камней сдуло очевидным северным ветром:

13.

С этих наледей тоже всё снежное практически полностью сдуто...

14.

// Напоминаю, что "наледь" - это вода поверх уже замёрзшего льда.

Каменные формации в Трубе тоже - да!

15.

Вот такие весьма брутальные ландшафты:

16.

Если на Трубу посмотреть сверху дроно-глазами, то вообще какая-то фантастика и современное искусство на максималках:

17.

А вот они и мы по этим картинкам движемся:

18.

И вот так припарковались:

19.

Если посмотреть ещё раз сверху, то может показаться, что мы стоим рядом с ровной двухполосной дорогой.

20.

На самом деле, это результат выхода воды - так называемые "наледи" (уже рассказывал вооон там). Так вот, в этом сезоне воды вышло так много, что она затопила весь лёд от края до края. Дорожникам пришлось пробить в замерзающей воде вот такую "речку", по которой фуры шли буквально по фары в воде. Потом всё вокруг замёрзло до состояния проезжего льда, зимник пустили сбоку - и "проездная речка" застыла вот такой ледяной дорожкой:

21.

На быстром течении и на порогах вода замерзает и её торосит вот такими ландшафтами от берега до берега:

22.

А на самых порожистых местах уровень воды падает так быстро, что река замерзает ступенями. На таких участках и застрять можно - лёд весьма гладкий.

23.

Когда между валунов вот таких едешь - самое неприятное. Поскольку дорога донельзя неровная, приходится ехать примерно 10км/ч, не больше:

24.

Но местами просто огромные пятна прозрачнейшего "чёрного" льда. Красотища!

25.

Каменные скалы-останцы на вершинах гор:

26.

А что делают эти люди?

27.

Отвечаю: они на остановках приседают по 60 раз и таким образом разминают ноги. Я тоже приседал, но не в этот раз :)

Вот такая краткая информация по Индигирской трубе. Дальше будет подробнее. Поехали!

28.

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

must see, roads, tiksi-2024, zimnik

Previous post Next post
Up