Про
окрестности Батагая и
Верхоянск вроде бы про всё самое главное рассказано, пора нашему
автопробегу Якутск-Тикси-Якутск двигаться ещё дальше на юг.
А дальше на юг у нас был, наверное, самый сложный и местами весьма нудный участок путешествия. Поскольку сложились сразу и большое расстояние (всего предстояло проехать 640км - сразу признаюсь, что за один день не справились), плюс значительная часть пути шла по весьма бугристому зимнику, да в конце ещё и метелью накрыло.
1.
От Батагая вниз (на юг) сначала километров ~40 идёт довольно приличная отсыпная дорога:
3.
Потом она начинает портиться, потом ещё сильнее...
4.
И так целых 180км настоящего, с кочками, колдобинами, выбоинами и колеями, северного зимника.
5.
Хоть местами выглядело оно вполне себе вполне красивенько. Как на первой фотке.
Далее - ура-ура! - 130км по ледяному "асфальту", потом ещё под 300км новой отсыпанной (но не везде) дороги к какому-то новому прииску. Яндокарты этой новой дороги не знают, посему рисуют старый зимник.
6.
На самом же деле примерно с середины маршрута мы двигались западней:
7.
Теперь чуть более подробно. Утренний Батагай проводил нас вот такими дымными флагами:
8.
Едем! Впереди 40км "нормальной дороги" и ещё 600км якутского зимника. Поворот на Верхоянск:
9.
Отсюда 558км до
Тополиного по старому и весьма кочкодромному зимнику. Мы же через 200км свернули на новую дорогу, которая качеством чуть лучше - но получилось длинней.
Километров через 10 вот такой памятник первопроходцам зимника "Яна" - 16 человек на грузовиках ЗИС-5 прошли этот зимник за 60 дней. Тогда его длина составляла 1300км. Сейчас от Батагая до
трассы "Колыма" ~800км (плюс-минус 50км в зависимости от выбора дороги). Видимо, тогда зимник шёл как-то иначе, а потом его спрямили. И плюс к тому считали его расстояние, например, от
Хандыги. Увы, более подробной информации об этом первопроходе в интернетах я быстро не нашёл.
10.
Едем дальше, "нормальная" ровная (отсыпная) дорога закончилась, пошли бугры с кочками, как вдруг нам опять показали местных лошадок:
11.
12.
Поворот на очередной Томтор - посёлков с таким названием в Якутии мы насчитали штук пять. А километров через 20 будет ещё один населённый пункт -
село Токума, - а потом до следующего человеческого жилища примерно 550км бесконечного зимника.
13.
Периодически расходились со встречками, обгоняли попутки:
14.
И дальше-дальше-дальше, куда-то вверх, к какому-то очередному перевалу:
15.
Картинки красивые, но менялись они не слишком часто. Посему главное здесь - терпение. Часами ехать и получать от этого удовольствие.
16.
Перевалили какой-то безымянный перевал (или просто "водораздел") - теперь то же самое, но зимник идёт чуть вниз:
17.
Время к обеду - а тут как раз и кафешка придорожная... Верней "призимничная".
18.
Называется "Чолбон".
Вот здесь на карте, на берегу речки Нельгесе. На расстоянии примерно 150-200км от ближайшего другого обитаемого места.
19.
По приборам от Батагая до этого места мы ехали около 220км (как оказалось, спидометр немного врёт - у нас колёса были нештатного размера). Проехали это расстояние более чем за 8 часов, средняя скорость 25км/ч - даже с учётом "быстрых" первых 40км дальше двигались 15-20км/ч по зимникам. За бортом совершенно "никакие" -15°C.
20.
Тут у нас случилось счастье - после придорожной столовой Чолбон начинается речной зимник, то есть ровный лёд! Вот съезд на него с обычными для выхода на лёд знаками:
21.
Причём можно ехать хоть налево вон туда ->
22.
Или же направо, в другую сторону ->
23.
Налево покороче, но затем после льда долго по грунтовому зимнику с вые.., извините, с выбоинами и колдоё.. - ещё раз приношу извинения, с колдобинами. А также с прочими дорожными неровностями. Аж 280км с эпизодическими участками по речному льду. Направо - длинней на ~100км, но зато сначала 130км по льду, а потом нам обещали более ровный путь к нашим целям.
Само собой, ушатанные первой 180-километровой частью настоящего наземного зимника, мы с трудом представляли себе отшатать ещё 280 таких же километров за этот же день. Посему все дружно свернули направо!
Эхх, как же прекрасно, "легко и сладостно" (с) неслись мы по этим ледяным километрам!
24.
Зимник петляет то направо, то налево - а ты несёшься по нему абсолютно счастливый:
25.
Пока вдруг не надо резко оттормаживаться перед внезапными ледяными сюрпризами вроде дырок во льду, резких поворотов, а также случались "ступеньки" с "трамплинами" да выезды на грунт отмелей. В те моменты было не до фотоаппаратов, посему все фотки просто оптимистичны:
26.
Потом, увы, стемнело. Наша фототехника из кабины машинок снимать что-либо отказывалась, да и нечего там было фоткать. Мы ехали сначала в сумерках, потом в полной ночи. Сначала всё ещё по речке, а потом уже по свежей дороге, местами неплохо отсыпанной, которую совсем недавно проложили к какому-то новому руднику.
По мере отслеживания данных на наших навигаторах становилось ясно, что к цели нашего сегодняшнего перегона мы приедем только ранним утром - а оно нам надо? Лучше поспать хоть как-то в ночи, чем долбиться до упора, но зато весь следующий день спать ровно и на мягком.
Посему решили искать место для ночёвки в машинах - к тому же на промышленных дорогах (как именно эта, но и не только на этих) каждые сколько-то 30-50-больше(?) километров устраивают специальную парковку в стороне от дороги. Мы едем и едем, выбор у нас большой. Но что-то начинает заметать снегопадом, видимость падает - ага, а это мы на какой-то перевал залезли! Хотели там переночевать, но тут здравый смысл заявил, что нас отсюда просто сдует - давайте ночевать где-то пониже.
Так и сделали: по серпантину спустились в долину - а там и местечко обнаружили. Вроде вместе со всеми дальнобоями-самосвалами, но чуть в сторонке. Кулуарно, так сказать, даже камерно.
За день поставили рекорд: 16:30 в дороге (шестнадцать+ часов за рулём!), но проехали не так много - всего ~530км (напоминаю, что спидометр врёт в меньшую). За бортом - весна! Какие-то минус восемь.
27.
Как ночевать в машине, которая под завязку упакована разным дорожным и личным скарбом? Соглашусь, не вполне комфортно. И если на заднем сиденье (где у нас было только по одному человеку) ещё можно устроить что-то вроде полулежанки, то на передних креслах - только откинуться, а дальше - как в эконом-классе самолёта. Устроился поудобней, задремал, вырубился, очнулся - вот так мы здесь и ночевали.
Можно, конечно, взять с собой тёплые палатки с прочими ночными удобствами - но, увы, запихать всё это в наши Танки не представлялось возможным вообще никак. Посему "а поутру они проснулись" (с) ->
28.
Проснулись, протёрли глазки (салфетками, умываться - воду надо греть), позавтракали (а вот для этого воду греть надо, но значительно меньше), попили также горячих чаёв-кофеёв, посмотрели по сторонам - а там всё та же метель-бураны, но по вершинам. Как же хорошо, что мы на предыдущей точке где-то на перевале не остановились на ночёвку! - и дальше в путь-дорогу.
29.
Всё в той же снежной обстановке, хоть и менее сложной:
30.
Потом стало чуть светлей и без снега:
31.
Утро близится, и "соооолнцеее взойдёоооот!" (с)
32.
Не обманули - взошло!
33.
А как солнышко взошло - картинки стали более яркими, контрастными, созерцательными:
34.
Эхх, по таким долинкам - ехать и ехать!
35.
И дорога куда-то туда в бесконечную змейку...
36.
И вот так тоже, и небо красится цветами нового, заполненного сплошным оптимизмом дня!
37.
Ага, полезли куда-то наверх.
38.
Да, точно, объезжаем какие-то нижние препятствия по верхним холмам:
39.
Наверху - ого! Это не перевал, но просто дорогу так протянули, что здесь она на вершине холма. Во все стороны - красотища полная и отпадная! Эхх, это своими глазами смотреть надо...
40.
Посмотрели - надо и дальше двигать. Тем паче, что дорожка тоже прекрасная по виду! Да ещё и в обрамлении солнечное гало:
41.
А потом трасса предсказуемо сваливает вниз и вниз:
42.
Красоты внешнего мира при этом совершенно не теряют своего отсутствия каких-либо красок :)
43.
Ага, а вооон там уже и горы Верхоянского хребта показались:
44.
А вот и всё! Мы почти доехали до Тополиного (это
здесь на картах) ->
45.
Схождение путей: направо - старый зимник, налево - новая дорога, которую обещают сделать круглогодичной и когда-то дотянуть до Батагая.
46.
Кстати, за все ~300км, которые мы ехали по этой новой дороге, если верить моему склерозу, нам вроде бы встречался единственный вид транспортного средства (как встречного, так и попутного) - китайские самосвалы Ситрак, которые куда-то что-то по делам везли. Их было не так чтобы густо, но вполне обильно. Сколько их там на этих 300км - сотни самосвалов? Тысячи?
Ага, похоже, что они возят руду с
месторождения серебра "Прогноз".
47.
Эхх, всего-то 110км до финиша не дотянули. Но и не надо было. Нормальные герои всегда ночуют ночью :)
48.
На забортные градусы даже смотреть стыдно :)
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.