В
предыдущем рассказе я оставил вас в арктическом посёлке Тикси. Сейчас же пришло время вас оттуда доставать :) Нам хотелось задержаться в этом местечке подольше, но прогноз погоды намекнул, что это "подольше" может оказаться размером дней в несколько, а то и неделя+. Тикси - славное место, но зависать там на такое "подольше" в наши планы никак не входило, посему по команде "Валим отсюда!" мы запрыгнули в машинки - и обратно на зимник. Но уже в обратную сторону.
1.
- Катя, валим отсюда!
- Я не Катя, я - Валя...
- Валя, катим отсюда!
(из глубин интернетов).
И где-то примерно в 4 вечера по местному времени мы рванули в обратную сторону (хотелось пораньше отчалить, но не получилось). Ну, а дальше всё, как было раньше, но только в обратном порядке. В весенний арктический закат:
2.
Местами ровнейший лёд, а местами дорогу заносило снегом да трещины с торосами, скорость приходилось сбрасывать.
3.
130км и два часа от Тикси - и мы уже у села Найба. Вот так бывает. А бывает и так, что это расстояние два дня идут (как нам рассказывали бывалые арктические путешественники).
4.
Вскоре окончательно стемнело, но дорога пока ещё была нормальная. Потом началась пурга-метель (или какими терминами здесь обозначают данный процесс), дорогу начало заметать. Стало понятно, что чем больше мы сейчас проедем - тем меньше придётся откапываться дальше. Да ещё и с ледяными сюрпризами на дороге:
5.
Но нас пронесло мимо главных неприятностей, мы свернули в сторону речного зимника до того, как там всё занесло снегом и "запечатало". Позднее сообщали, что следующую неделю по той части дороги движение было закрыто.
Но мы всё равно без небольших приключений не обошлись. Вроде бы ехали здесь позавчера, вроде нормальный зимник же был! Но за это время здесь тоже позаносило снегом, потом дальнобои прокопали колею, наш полугрузовик-пикап проехал, а вот Танки такую глубину колеи уже не берут. Садятся на днище и беспомощно гребут лапками. Пару раз садились, оба раза вытаскивали, без проблем ехали дальше.
6.
Северное сияние? Было такое. Но, увы, совершенно бледное, этакого белёсого цвета. Фотоаппарат добавил зелёного - мы же видели только серую полоску на тёмном небе.
7.
Нам обещали и гарантировали, что северное сияние в полнеба у нас будет обязательно. Тем более, что мы дважды проезжали якутскую столицу северных сияний, Усть-Куйгу. Увы, не случилось..
И вот так мы за 10 часов проехали 330км со средней скоростью 31км/ч и заночевали в уже ставшем немного родным селе Хайыр. В котором за время нашего отсутствия потеплело до -22°C (двое суток назад было -26°C).
8.
На ночёвку нас определили в дом культуры, где я впервые (и не только я впервые) ночевал на сцене :) Но без зрителей.
9.
А дальше... Ну, вы же уже должны помнить? Ранний подъём, завтрак, загрузка вещей в машины? Нет. До Хайыра мы доехали где-то в начале третьего ночи, посему разрешили себе поспать аж до 10 утра. Но потом всё по обычной программе: вот они мы, грузимся в машинки без четверти 11:
10.
На заднем плане - гостеприимное здание дома культуры. Если вы думаете, что здание какое-то маленькое и непритязательное, то хочу напомнить, что население села 400+ человек. Если бы в Москве и других крупных городах России объекты типа театров, бассейнов, стадионов и т.п. строились бы в тех же масштабах на 400 человек населения, то ой что бы было :) И находится это село
вон там на карте... Короче, чудеса цивилизации.
Мы же снова прыг-в-машинки, немного по ледяному зимнику - и снова выскакиваем на петляющую речку Куччугуй-Кюэгюлюр. В прошлый раз (по дороге в сторону Тикси) мы назвали эти речные серпантины просто "Великий Белый Дракон".
11.
Прокатиться "с ветерком" по этим петлям - просто великолепно! Эххх... Времени прошло всего-ничего, а уже ностальгия...
12.
Но кататься в Тикси регулярно - это, наверное, будет перебор. Да никто и не гарантирует, что в следующий раз здесь будет такая же погода. А "Дракон" петляет всё дальше и дальше...
13.
Едем и едем - красотища! Особенно, если на нас посмотреть сбоку :)
14.
И прямо по курсу:
15.
Дальше скальные прижимы:
16.
17.
Всё, "Великий Белый Дракон" пройден :) туда и обратно...
18.
Дальше километров 10+ очень неприятной дороги до заброшенной "территории Кулар", потом ещё ~25км по более приятным дорожным поверхностям старой дороги от золотодобытчиков из Кулара в сторону реки Яны:
19.
Как вдруг мы наконец-то увидели стадо северных оленей. Если до того мы на окрестных пейзажах наблюдали только вытоптанный и взрытый снег, то - вот они и олешки :)
20.
Для более пристального осмотра послали наш летучий дрон-глазастик:
21.
Но когда он спустился пониже, то олени испугались, сгруппировались в единое стадо и начали ходить по кругу. Я слышал уже об этой тактике: вроде бы таким образом стадные животные обманывают (пытаются) хищников, которым сложнее выбрать конкретную жертву:
22.
Да, очень похоже на это. Вживую видел это в первый раз.
23.
Но пусть олени пасутся спокойно - мы же едем дальше. Верней, обратно к реке Яна. Вон там, кстати, показались откосы её противоположного (правого) берега.
24.
Спустились на лёд - а там кафешка! Которую мы в прошлый раз проехали мимо.
25.
Вот такой полностью автономный вагончик-сарайчик:
26.
Внутри скромно:
27.
Кормят тоже скромно, но вполне себе съедобно, как и в других таких местах по зимникам. Ну, термин "скромно" по отношению к блюдам из оленины может показаться несколько неоднозначным. Но тогда скажу просто: местная вкусная оленина с гречкой в пластиковой тарелочке с пластиковыми ножом и вилочкой. Но очень вкусно!
Удобства - на "свежем воздухе". Причём сортир на санях! То есть мобильный :)
28.
Фотку на память:
29.
Поехали!
30.
Сейчас едем до Усть-Куйги (уже ехали этим сегментом по дороге в Тикси), завтра поедем до Батагая - дальше по Яне, вниз на юг к её верховьям. На яндокартах будет
вот так ->
31.
Эээ.. Телефонная версия карты получилась. Сейчас поверну, чтобы на компьютерных экранах тоже было читабельно. Но голову надо будет накренить налево :)
32.
А дальше - эгегей по "речному асфальту"! Казалось бы - давай вперёд, топи гашетку! Но нет: наледи, выход воды. Вот к таким участкам надо относиться с уважением. Аккуратно проезжать, извиняясь и кланяясь...
33.
И дальше - вжжжииик! А солнце к закату, мы ближе к финишу. Отлично всё получается!
34.
Доехали до Усть-Куйги, ночёвка. За неполный день (всего-то 7 часов в дороге! - антирекорд) прошли 225км+, средняя скорость как обычно, за бортом всё теплее и теплее - всего-то смешные -21°C.
35.
Полная статистика такая: 123 часа в дороге, наездили 3700+ км.
36.
Cегодня ночуем в частном домике:
37.
Я бы сказал, что просто роскошно!
38.
Наутро расстаёмся с Усть-Куйгой (но не обещаем не возвращаться!) и дальше курс на юг, по могучему льду сибирской реки Яна. Утро раннее, краски самые особо правильные:
39.
Иногда попадаются встречки-попутки, но совершенно не мешают нашему движению. Более того, мы делаем всё возможное, чтобы наше присутствие никак не мешало их движению. Эти парни на очень тяжёлой работе, однако.
Свернули на протоки - зачем? Опытные руководители объяснили нам, что тяжелогружёные дальнобои очень не любят проваливаться под лёд (а кто любит?). По этой причине стараются прокладывать зимники по тем местам, где река промерзает до дна. Вдоль берега. Или по протокам, например. Скорость этим парням не важна. Главное - выйти из воды сухими не "промокнуть".
40.
Мой вечно-случайный попутчик Д.З. тем временем в режиме риал-тайм обрабатывает свежесфотканные кадры:
41.
Шутка. Зачем нам здесь "риал-тайм" с фотками, если интернеты будут только в ближайшем посёлке, а тарелки с Иридиум-интернетом нам было лень тащить. Как вдруг - ай! Съезжаем со льда на грунтовый зимник. Ой-ой, так хорошо же было! Верните обратно "асфальт"...
42.
Так обидно, что даже трек того участка не поленюсь выложить:
43.
Хмм, яндокарты показывают зимник по Яне, а на самом деле наш трек в этом месте шёл по грунту. Видимо, Яна "сломалась". Возможно, торосов в этом году больше нужного. Или же наледи закрыли водой слишком большие пространства. В любом случае - у нас быстро проехать по ровному льду не получилось. Тошнились по колдобинам, выбоинам и колеям грунтового зимника.
Но ничего вечного не бывает. Вскоре снова встаём на реку!
44.
Увы, ненадолго. Снова на грунт, небольшие озёра и болотца только спасали...
45.
Внезапно - затор на дороге! Да просто местные углевозы решили о чём-то перетереть, да и закупорили дорогу.
46.
Ну и ладно, едем (трясёмся) дальше, обратно на юг. Встали на "санитарную остановку" - и вдруг наша любимая дорожная полиция! Откуда? Как? Не знаю. Им тоже было любопытно. Поинтересовались, откуда и куда едем, пожелали удачи - уехали.
47.
А дальше грунтовый зимник превратился в какой-то полный трэш. Не просто неровно и с кочками-колдобинами, да ещё и колея глубокая. Обгонять в таких условиях... ой. Но что поделать?
48.
Да, было у нас там сколько-то десятков километров таких аттракционов. Они весьма неприятны не только потому, что едешь еле-еле, но и колея дальнобоев не подходит под размеры "гражданского" внедорожника. Если попадаешь колёсами в колею, то начинает мотать туда-сюда нещадно. Однажды даже не справился, колея "укусила" машинку - и выкинула в сторону. Пришлось выталкивать из снега.
Но потом неприятности закончились - и снова понеслись по чистому льду. Ах, так бы катался и катался!
49.
По бесконечностям рек нашей Арктики:
50.
Всё, доехали. День был не самый сложный, всего-то 365км в дороге за 10++ часов. Обратите внимание на то, что весна идёт! Вчера было -21°C, сегодня только -2°C = потепление в 10 раз! :)
51.
В
Батагае, в пункте нашего сегодняшнего назначения, в гостинице свободных мест на всех нас не было, посему определились мы вот в таком общежитии:
52.
Чем-то оно мне напомнило Непал и наши
жилища по дороге к Базовому лагерю Эвереста в прошлом году. Но в Непале таких роскошных ванн не было :)
53.
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.