Оригинал взят у
verwalter в
Московские шедевры Владимира Шухова
«Депутаты Мосгордумы обратятся к федеральным властям с просьбой придать Шуховской башне статус объекта культурного наследия федерального значения, сообщил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Евгений Герасимов». (
http://riarealty.ru/news/20121008/398622540.html). Но культурное наследие должно выглядеть хорошо, а Шуховская башня нуждается в реставрации. На ремонт башни первоначально было выделено 150 млн. рублей, но потом эксперты посчитали, что стоимость ремонта должна быть увеличена до 350 млн. рублей (
http://riarealty.ru/architecture_news/20120828/398343047.html). А 150-метровая башня уже представляет реальную опасность для людей и рядом расположенных строений. Реставрация не простая, потому что во-первых, площадь для ремонтных работ очень маленькая, поскольку вокруг здания. Во-вторых, верхние две секции все равно надо будет демонтировать, они будут сняты вертолетом. Интересно как эту башню строили в начале 20-х без всяких вертолетов, да еще в условиях Гражданской войны? Хотя условия Гражданской войны чуть не стоили архитектору Владимиру Шухову жизни: за аварию в процессе строительства его обвинили во вредительстве и приговорили к расстрелу с отсрочкой приговора. Его помиловали, когда башня начала передавать первые радиопередачи.
Владимир Григорьевич Шухов построил по стране более сотни сетчатых башен такого типа. Меня заинтересовало, а что он еще строил? Сегодня в Москве сохранилось по крайней мере еще шесть (кроме Шуховской башни) объектов, которые были построены Шуховым или при его участии.
В 1893 году в Москве напротив Кремля было открыто здание Верхних торговых рядов по проекту архитектора А.Н.Померанцева. Прозрачная крышу-фонарь была создана по проекту Шухова. Вернее это было три крыши, каждая перерывала одну из трех линий торговых рядов. Ширина каждого пролета: 16 метров. В 1934 году на этом месте планировали создать здание Наркомата тяжелой промышленности, но к счастью эта задумка новой власти не была осуществлена и сегодня выстроенное т.н. псевдорусском стиле здание ГУМа радует глаз москвичей и гостей столицы.
В 1906 году в Москве был построен Петровский пассаж, выстроенный по схожему проекту. Первоначально пассаж назывался Фирсановским, по имени владелицы, Веры Ивановны Фирсановой, происходящей из рода московских купцов Фирсановых. Интересно, что в 1907 году в Фирсановском пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами. В 1918 году пассаж был национализирован. Арочные перекрытия из стекла и металла для естественного освещения галерей опять же спроектировал Шухов.
Очень меня удивило, что оказывается знаменитые верхние т.н. световые фонари (стеклянную крышу) музея изобразительных искусств им. Пушкина спроектировал В.Г.Шухов. Это были первые в мире трехуровневые светопрозрачные металло-стеклянные перекрытия. Музей открылся в 1912 году и его ажурные стеклянные купола стали его отличительной особенностью.
В период с 1914 по 1918 г.г. в Москве был построен Киевский вокзал в стиле неоклассицизма. Даже революция не помешала завершению проекта. Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года. Владимир Шухов разработал для вокзала перекрытия залов и проект уникального дебаркадера. Выполненное из стекла и металла огромное перекрытие железнодорожных платформ, несмотря на свои габариты (вес конструкций превышает 1,25 тысячи тонн), выглядит воздушным. Под этот стеклянный купол ежедневно приходят поезда на Киевский вокзал без малого сто лет. Длина конструкции составляет 321 метр, ширина пролёта 47,9 метров, а высота - 28 метров. В 2003-2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Хотя внешний вид дебаркадера существенно не изменился, но такая реставрация породила массу критических замечаний и обвинений в уничтожении памятника архитектуры.
6
В 1927 году в Москве было построено здание Бахметьевского гаража. Выстроенное в стиле советского авангарда здание было спроектировано архитекторами Константином Мельниковым и Владимиром Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд». Мельников придумал уникальную геометрическую форму гаража в виде параллелограмма, а Шухов спроектировал перекрытия для столь необычного строения. Металлические конструкции гаража стали одной из последних крупных работ великого инженера. В настоящее время в Бахметьевском гараже открыт Еврейский музей и центр толерантности. Интересно, что в свое время идею этого проекта в беседе с Берлом Лазаром поддержал Владимир Путин, выразивший желание перечислить в фонд строительства музея своё месячное вознаграждение. Свою поддержку созданию еврейского музея толерантности выразил занимавший в то время должность директора ФСБ РФ Николай Патрушев.
Еще один объект на территории Москвы, связанный с именем В.Г.Шухова, это Московский газовый завод. На заводе сохранились старинные газгольдеры и заводские корпуса с перекрытиями инженера В. Г. Шухова. Завод начали строить еще в 1865 году. В 1911 году Московская городская дума выделила на реконструкцию и развитие газового завода 4 миллиона рублей. На эти деньги с целью увеличения мощности завода были возведены 6 новых заводских корпусов и дополнительный газгольдер. По проектам инженера В. Г. Шухова на Московском газовом заводе были построены перекрытия очистного цеха, цеха производства счётчиков и регуляторов, цеха водяного газа, перекрытия ретортного и аппаратного зданий, перекрытия электростанции и холодильника и перекрытия регулирующего газгольдера.