9 апреля суд Центрального района Тольятти фактически отправил на улицу семью пенсионера МЧС Сергея Синева (на фото), который приобрел квартиру по военному сертификату, то есть на деньги, выделенные государством. В основу скандального решения суда под председательством Ольги Сметаниной легло странное заключение экспертизы о несделкоспособности продавцов Веры и Александра Ларионовых (мать и сын), у которых по их же собственной инициативе была обнаружена «умственная отсталость в форме легкой и умеренной дебильности».
В результате «больным» отошли и деньги, вырученные ими от продажи квартиры, и сама квартира. Пенсионер же МЧС с супругой, добросовестно приобретшие жилье по государственной программе и сделавшие в нем ремонт, отправляются на улицу. Особого внимания заслуживает от факт, что двухкомнатную «москву» по адресу: Автозаводское шоссе, 43-155, Синевы приобрели не у матери и сына Ларионовых, а у Олега Ястребова, который ранее купил ее у Ларионовых. То есть о существовании последних Синевы даже знать не могли.
Интересно то, что Ястребов выкупал квартиру у «больных» частями в течение 2012 и 2013 годов. То есть «несделкоспособные» продавцы совершили целую массу упорядоченных процедур, почти в течение года работая с риелтором, нотариусом и регпалатой. При этом справки о каких-либо психических расстройствах у Веры Ларионовой тогда не было. Она чудесным образом возникла только сейчас, когда Ларионовы пожелали вернуть квартиру обратно.
Хуже всего в этой ситуации Ястребову - первому покупателю квартиры у Ларионовых, который остался и без квартиры, и без денег. Стоимость квартиры он теперь должен выплачивать пенсионеру МЧС, которому продал жилье, а выплачивать, разумеется, не с чего.
По мнению адвоката Ястребова Евгения Латкова, произошедшее указывает на то, что все было тщательно спланировано. Как полагает Латков, Ларионовы могли решить продать квартиру из-за большой задолженности по коммунальным платежам (235 тысяч рублей на 2012 год). На эту мысль наводит то обстоятельство, что Ларионовы занялись продажей жилья после того, как в России началась кампания по принудительной продаже жилья должников по линии ЖКХ и погашению коммунальных долгов за счет вырученных от продажи жилья денег.
«Я полагаю, что в связи с этим Ларионовы стали спешно продавать квартиру, - говорит Латков. - А все те действия, которые они упорядоченно совершали с 1 июня 2012 года до 21 марта 2013 года, поочередно реализовав все три доли в квартире, никак не могут совершить несделкоспособные граждане». По словам Латкова, в сентябре 2013 года Вера Ларионова написала заявление в полицию на Ястребова о мошенничестве, утверждая, что тот не передал им деньги за квартиру.
Однако Ястребов представил в полицию расписки о полученных Ларионовыми деньгах (в общей сложности 1,5 млн рублей). Экспертиза подтвердила, что расписки написаны рукой Ларионовой, и в возбуждении уголовного дела было отказано. После этого Ларионовы и «включили психическую неполноценность». Сын Ларионовой, Александр, действительно состоит на учете в психдиспансере. Что касается матери, последняя справка о психических нарушениях у нее датируется 1985 годом.
Это не мешало ей работать маляром, посудомойщицей, кондуктором общественного транспорта (то есть деньги считать она умела) и в 1999 году, после приезда в Тольятти из Ферганы, участвовать в приобретении той самой злополучной квартиры по Автозаводскому шоссе.
В суде (в общей сложности пять заседаний) Ларионовы появлялись лишь раз. Их интересы представляет женщина, назвавшаяся родственницей Ларионовый, - директор ООО «Эксперт», бухгалтерско-юридической фирмы. На одном из заседаний суда побывал корреспондент «ПС». Впечатление от процесса неоднозначное. В течение двух часов судья Ольга Сметанина показала себя крайне эмоциональным оратором, ведя заседание на повышенных тонах, активно жестикулируя.
По ходу заседания судья без устали критиковала ответчиков, осыпая их замечаниями и снимая вопросы под разными предлогами. И ни одного упрека в сторону истца. Увиденное (и записанное на диктофон) навело корреспондента «ПС» на сомнения в беспристрастности судьи.
Картину дополнил допрос представителей экспертной комиссии: психиатра Александра Смурова и психолога Натальи Борисовой. Как стал объяснять вызванный в суд психиатр, Ларионова страдает легкой умственной отсталостью, для которой характерно то, что человек совершает внешние действия, копируя поведение окружающих, но не способен понять цель этих действий, не читает документы и по сути не понимает, что произошло.
Судья пошутила, что по этим признакам можно признать несделкоспособными полстраны, тут же поправившись, что суд не интересуют другие случаи, а лишь этот конкретный. Возражения о том, что экспертиза была формальной, неполной и субъективной - с наблюдением только заинтересованной стороны, самих Ларионовых (а они могли ведь и симулировать заболевание), без опроса других людей - судья с легкостью отринула.
Результат - скандальное решение, требующее разбирательств с массой инстанций, которые должны были проверить сделку по военному сертификату - от МЧС до риелтора, нотариуса, банка и регпалаты. Квартира в настоящий момент арестована, проигравшие суд покупатели - Ястребов и Синевы - намерены оспорить решение суда в области.
В свою очередь, редакция газеты «Площадь СВОБОДЫ» обратилась к уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Скуповой с просьбой разобраться в ситуации. В ближайшее время мы надеемся получить ее ответ.
Кстати:
Адвокаты ответчиков среди прочего апеллировали к тому, что Ларионовы вовсе не выглядят психически нездоровыми, указывая даже на их внешнюю опрятность - одежду, аккуратную прическу. Кроме того, Латков упоминал в суде о показаниях соседей Ларионовой, которым та якобы рассказывала, что строит дом.
Серге Федоров, газета Площадь СВОБОДЫ.