Тольяттинский яхтсмен Максим Семенов проплыл и проехал всю Европу. Мастер спорта международного класса, лидер России в классе «катамаран» Максим Семенов усиленно готовится к Чемпионату страны, в котором будет гоняться на катамаране «Накра-17» - самом современном и одном из самых быстрых классов, развивающем скорость до 50 км/час. Со спортсменом, проведшим под парусами большую часть жизни, мы встретились в яхт-клубе «Дружба». Максим оказался приятным мужчиной с брутальной щетиной, вежливым, интересным собеседником.
- Наверное, кроме участия в состязаниях вы стали еще и заядлым путешественником. Ведь, участвуя в международных соревнованиях, наверняка объездили всю Европу?
- Да, ездить приходится довольно много. При этом путешествуем мы на автомобиле, обычно это микроавтобус с прицепом, на котором в разобранном виде находятся два катамарана. Микроавтобус нам предоставляют друзья из Москвы. Путешествуем обычно двумя экипажами плюс тренер, за рулем чаще я. Так что по Европе колесим на машине.
- Как вам европейские дороги?
- Дороги в основном хорошие. В городах бывает брусчатка, а загородные дороги везде по две полосы в каждом направлении, и между ними обязательно разделительная полоса, нередко в виде газона и даже с деревьями, чтобы не слепили фарами встречные машины. Встречные потоки нигде не пересекаются, так что путешествовать весьма безопасно. Даже тоннели в горах сделаны так, что один тоннель в одну сторону и второй - в другую. О ровности дорог говорит, например то, что ставишь на панель приборов стакан с кофе - и он не проливается. Едешь, пьешь кофе. Самый сложный отрезок пути - от Самары до Москвы, а дальше проще. Трехполосные дороги, как у нас в России, можно встретить только в Польше, и то нечасто.
- Одно из ваших последних впечатлений?
- Это Гаага, индустриальная столица Голландии, 50 километров от Амстердама. Город стоит на море. Здесь в июле мы участвовали в соревнованиях чемпионата мира. Мы жили в центре Гааги, а до яхт-клуба было пять километров. Пока едешь, приятно видеть на улицах большое количество велосипедистов. На велосипедах едут женщины на каблуках, в платьях, мужчины - в костюмах-тройках, галстуках, впереди лежат дипломаты. Едет бабушка, у нее впереди расширенное колесо, и с ней сидят два внука, она их везет в садик. То есть велосипед у них - повседневное транспортное средство, а не как у нас - вышел покататься.
В полночь выйдешь на улицу - машин нет, а велосипедистов много: возвращаются по домам. Мы пробовали там кататься на велосипедах - брали в прокат. Скорость по городу получается такая же, как у автомобиля, только велосипед более-менее бесплатен и нет проблем с парковками. А парковки в Голландии дорогие. Плюс велодорожки сделаны так, что у велосипедистов всегда «зеленая дорога»: автомобили останавливаются, а велосипедисты едут. Движение на велосипеде дает тонус, запас здоровья, у людей пропадает желание курить, есть вредную пищу.
- Что еще интересного в Гааге?
- На пляже очень много людей, все забито. Причем пляж вдоль всего города. Голландцы почему-то очень просто отнеслись к проведению чемпионата мира. Старт и финиш были прямо на пляже. Никакого яхт-клуба. Единственное, что они сделал, - это огородили место заборчиком и подвели туда шланги с водой, чтобы мыть лодки от соленой воды.
- Россияне в последние годы никак не пробьются хотя бы в десятку лидеров парусного спорта в мире. Чего нам не хватает, что есть у спортсменов таких стран, как Англия, Франция, США, Австрия, Испания?
- Все эти страны морские, парусный спорт там массовый. Если у нас во всей России 4 яхт-школы, то у них на относительно небольшом отрезке береговой линии - 24. Во многих зарубежных странах плавание и парусный спорт входят в школьные занятия физкультурой. К этому я бы прибавил качество тренировок. Европейцы очень педантично работают над каждым действием спортсменов до тех пор, пока не устранят все изъяны. А что касается спортивного оборудования и снаряжения, то оно одинаковое и у нас, и у них.
- Давайте вернемся в наш город. Насколько парусный спорт сейчас доступен для детей?
- Записать ребенка в яхт-клуб сейчас просто, и главное, в Тольятти это пока бесплатно: тренеры получают зарплату от своих школ, обществ. Хотя есть взносы на улучшение матчасти: купить какие-то веревки, форму. Лучше всего записываться весной, потому что летом группы уже созданы. Можно записаться и зимой, но в это время идет подготовка: спортзалы, бассейны, знакомство с матчастью, получение прав на яхту.
- На яхту тоже нужны права?
- Да, обязательно. Без прав не допустят ни на одно соревнование.
- А какими качествами должен обладать ребенок, чтобы родитель задумался: а не отдать ли его в парусный спорт?
- Подойдут мальчики и девочки разного роста, комплекции, темперамента - и спокойные, и шустрые. Допустим, активных детей можно поставить на более активное место - шкотовым. Уравновешенные проявят себя стабильнее в психологическом плане. Общие рекомендации: хорошая координация, определенная уравновешенность. Нужен, конечно, азарт, но его надо направлять на внимание, а не внутрь себя, теряя из виду происходящее вокруг. Ну и самое главное - желание.
- Ваши дальнейшие жизненные планы?
- Хотел бы войти в сборную России и максимально улучшить ее результаты. Со временем можно заняться тренерской деятельностью. Думаю, что дальнейшая моя биография будет так или иначе связана с парусным спортом. Далеко отходить не буду.
Евгений Халилов, Площадь СВОБОДЫ