Dec 16, 2019 16:58
Один из центральных тезисов статьи Александра Кожева "Гегель, Маркс и христианство".
В общем-то Кожев крайне любопытно объясняет Гегеля. Его лекции в 30-х в Париже имел большой успех и оказали чрезвычайное влияние на видных французских интеллектуалов, поголовно (пожалуй, кроме Сартра, но и ему передавали конспекты) посещавших их.
Итак, Кожев пишет:
Исторический человек стремится к всеобщему признанию абсолютной ценности своей частности: он хочет быть «единственным в своем роде» и все же «универсально ценным». А так как границы его наличного бытия, равно как данная структура окружающих его природного и человеческого миров противятся такому универсальному признанию его частности, он преобразует этот мир и преобразует себя самого посредством ряда отрицающих действий. Именно его действия ведут к его признанию; он признается как действующий. Целостность отрицающих частности действий, имеющих в виду всеобщее признание, составляет содержание всемирной истории. Подлинное бытие человека есть это историческое действие, которое «опосредует» его природное наличное бытие через универсализирующее отрицание его частности.
Гегель,
философия,
e.s.b.,
Кожев,
цитаты