Гегель, Маркс и христианство

Dec 16, 2019 16:58


Один из центральных тезисов  статьи Александра Кожева "Гегель, Маркс и христианство".

В общем-то Кожев крайне любопытно объясняет Гегеля.  Его лекции в 30-х в Париже имел большой успех и оказали чрезвычайное влияние на видных французских интеллектуалов, поголовно (пожалуй, кроме Сартра, но и ему передавали конспекты) посещавших их.

Итак, Кожев пишет:

Исторический человек стремится к всеобщему признанию абсолютной ценности своей частности: он хочет быть «единственным в своем роде» и все же «универсально ценным». А так как границы его наличного бытия, равно как данная структура окружающих его природного и человеческого миров противятся такому универсальному признанию его частности, он преобразует этот мир и преобразует себя самого посредством ряда отрицающих действий. Именно его действия ведут к его признанию; он признается как действующий. Целостность отрицающих частности действий, имеющих в виду всеобщее признание, составляет содержание всемирной истории. Подлинное бытие человека есть это историческое действие, которое «опосредует» его природное наличное бытие через универсализирующее отрицание его частности.

Гегель, философия, e.s.b., Кожев, цитаты

Previous post Next post
Up