ХРАМЫ ЭТРУСКОВ И ПРИРОДНЫЙ ЮМОР ЖИЗНИ

Dec 08, 2019 23:41





Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н.э.

Эссе Д. Г. Лоуренса “По следам этрусков” - пример блестящей эссеистики, посвященной путешествиям. Его мысли и наблюдения относительно древней истории и современности нетривиальны и крайне любопытны.

“Я люблю представлять себе маленькие деревянные храмы древних греков и этрусков - миниатюрные, изящные, хрупкие и эфемерные, как цветы. Мы же являемся свидетелями того периода культуры, которая изнуряет, подавляет нас огромными каменными зданиями, и мы начинаем понимать, что куда лучше сохранить жизнь текучей и меняющейся, чем пытаться остановить её, замуровав в массивные памятники. Бремя, которое давит на нашу землю, - это громоздкие, тяжеловесные постройки человека.



Этруски строили маленькие, целиком из дерева храмы, точно небольшие домики с островерхими крышами. А снаружи они делали фризы, карнизы и гребень крыши их терракоты, так что казалось, то верхняя часть вылеплена из глины, потому что терракотовые дощечки прикреплялись очень тщательно. Они словно срастались с фигурками на рельефе - веселыми танцующими существами, косяком уточек, круглыми, как солнце, лицами, ухмыляющимися, высовывающими длинный язык лицами, такими живыми, натуральными, подавляющими вас своим величием! И храм - миниатюрный, с изящными пропорциями, естественный  - очаровывал вас, а не угнетал. Похоже в этрусках было интуитивное, искреннее желание сохранить природный юмор жизни. А это задача, безусловно, более достойная и даже более сложная, чем покорение мира, или жертвоприношение, или спасение души и обретение бессмертия.

Почему человечество одержимо идеей зависимости от чего-то, желанием стать чьим-то орудием? Откуда эта тяга к диктату мировоззрения, поступков, архитектуры, языка, произведений искусства? В конце концов, все это превращается в наказание, источник скуки и усталости. Дайте нам живые, меняющиеся вещи, не созданные на века, не вызывающие отвращение и скуку. Даже Микеланджело в конце концов стал тупым, скучным болваном. Так тяжело смотреть на то, во что он превратился.”

Источник: “По следам этрусков” Д. Г. Лоуренс

pic.: фрагмент фрески “музыканты” из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н.э.

e.s.b.

эссеистика, e.s.bolshakow, non-fiction, Д. Г. Лоуренс, этруски, литература, путешествия, история, Италия

Previous post Next post
Up