По поводу натюрморта Хуана Санчеса Котана «Айва, капуста, дыня и огурец» (1602) , который я использовал в
предыдущем посте о бодегоне, мне задали интересный вопрос, из которого я вывел еще одни (дополнительный вопрос) и постарался ответить на оба. Возможно, вам будет это небезынтересно.
«Айва, капуста, дыня и огурец» (1602), Хуан Санчес Котан.
Меня спросили, зачем в этом бодегоне айва и капуста подвешены на тонких веревках, и даже выдвинули предположение, что их подвешивали в качестве целей для стрельбы.
Насколько мне известно стрельба здесь ни при чем, предметы расположены внутри кладовой комнаты, помещения или ниши, служившей своеобразным холодильником, где принято было подвешивать продукты с целью их лучшего хранения и экономии места. Это же обстоятельство оправдывает густой темный фон этих натюрмортов.
Существует еще один бодегон Котана (всего известно шесть), на котором, помимо все той же айвы, капусты, дыни и огурца, в левый нижний угол для баланса автором добавлен цитрон, а в верхней части картины изображены птицы (дичь), которые тоже подвешены на веревках. Обычная практика.
«Натюрморт с дичью» (c. 1600-1603), Хуан Санчес Котан.
Но есть и другой вопрос: почему на первой картине продукты расположены необычным образом? На него нет однозначного ответа, но существуют два предположения.
Композиция этой картины довольно сбалансирована, так как геометрическим расположением айвы, капусты, дыни и огурца задана гипербола. Это наводит на мысль, что Санчес Котан был вдохновлен одной из гравюр Архимеда либо расположением музыкальных нот в партитуре. Обе догадки основаны на сведениях о его библиотеке: среди немногих книг, которые он хранил, был трактат «Практические правила перспективы» (Le due Regole della prospettiva pratica) Джакомо да Виньолы и «книга Музыки» (libro de Música»), которая Котану очень нравилась.
Здесь также стоит заметить, что натюрморт, выделившийся в самостоятельный жанр станковой живописи в конце XVI века, рассматривался художниками как практическое применение теорий подражания и поиска иллюзионистских эффектов, образцом для которых служил древнегреческий художник Зевксис и рассказанный Плинием Старшим анекдот о птицах, слетевшихся клевать нарисованный им виноград.