Sep 12, 2020 15:07
В одном крайне любопытном письме герцогине Колонне Проспер Мериме «по секрету» высказывает свое (несколько расходящееся с общепринятым) отношение к таким столпам мира искусства, как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Ван Дейк:
Продолжая откровенные признания, скажу Вам, что терпеть не могу Микеланджело и отнюдь не восхищаюсь тем, что писал Рафаэль. Микеланджело, подобно Томасу Карлейлю, объемистое принимает за великое. Он пишет мощного овернца и выдает его за пророка. Если Вы сохраните мое признание в тайне, я скажу Вам, что после греков один только Леонардо да Винчи творил образы, наделенные душой. Туркам, утверждающим, что художники должны будут на страшном суде наделить душами созданные ими образы, ничего не придется требовать от Леонардо. Думаю, что Рафаэль выйдет из положения, дав своим мадоннам души римских прачек из затибрских кварталов, а Микеланджело - одарив свои образы душами носильщиков. Ван-Дейк даст своим души актеров, изображающих знатных господ. Здесь я остановлюсь из боязни разгневать Вас.
Чем больше читаю его письма, тем больше мне нравится этот Мериме: его независимый дух и самостоятельный взгляд на вещи. Помню, я читал какие-то отрывки из его сочинений еще на уроках французского, но настоящая встреча с ним (его творчеством) состоялась, когда мне в руки попал «Таманго» - великолепная новелла, выше любых похвал.
Проспер Мериме,
Томас Карлейль,
Леонардо,
Рафаэль,
письма,
Таманго,
искусство,
Ван-Дейк,
Микеланджело,
Леонардо да Винчи,
критика