К творчеству склонен только тот, кто ошибается в отношении себя, кто не знает тайных мотивов собственных поступков. Творец, который стал понятен самому себе, перестает творить. Знание себя раздражает демона. В этом следует искать причину того, почему Сократ ничего не писал. (Эмиль Чоран «Признания и проклятия»)
Тут стоит учесть, что демон Сократа
(
Read more... )
Как следствие: Сократ не творил, не потому, что знал себя, а потому что был философом, а не творцом. Здесь у Чорана есть натяжка.
Однако в противопоставлении знания себя и демона (гения) Чоран прав, как только творец полностью осознает основания своего творчества, оно обретает излишнюю рассудочность, начинает конструироваться, ремесло (профессионализм, как способность повторения одно и того же в требуемом качестве)) приходит на место поэзии.
Пожалуй, я бы так мог прокомментировать это высказывание Чорана (и ваш комментарий), но на истину я не претендую ни в коем случае.
Reply
Reply
Что же касается Вашего последнего замечания, судя по всему, Вы имеете в виду диалог Платона "Федр"?
Reply
Да, Phaedrus.
Reply
Leave a comment