Книга «Село Супонево. Из глубины веков до наших дней» - глава «НАРОДНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Feb 06, 2011 21:39


Изданная в 2007 г. тиражом всего 1000 экземпляров, 504-страничная книга уроженца Супонево впервые описывает историю поселения и Свенского монастыря, родословные коренных жителей и т.д. за более чем 300 лет.
Увы, из-за труднодоступности документов по здравоохранению на брянщине, В.Ф. Алёшин лишь кратко описал историю бывшей супоневской больницы, не назвав её зав. с 1949 по 1966 гг. - А.Ю. Аржановой, моей бабушки. Надеюсь, это упущение будет исправлено, а пока дополню её «медицинскую» главу - кою публикую как ознакомительную.







Часть 2. История села Супонева
2.14 - НАРОДНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Столь же незначительные средства выделяло царское правительство и для борьбы с человеческими болезнями: забота о здоровье народа не была приоритетным направлением в его деятельности. Чем можно объяснить, что по 1-му Брянскому стану, куда входила Супоневская, Госамская, Елисеевская волости и г. Брянск, к началу XX века работали всего 1 заводской врач, 1 фельдшер и 1 акушер, состоявшие на государственной службе, а медицинское обслуживание в сёлах не проводилось вовсе?
Городская больница, куда вынуждены были обращаться крестьяне окрестных сёл и деревень, постоянно была переполнена. Об этом говорил на декабрьском (1902 года) заседании земской Управы городской Голова В.И. Сафонов; а депутаты И.Говоров и М.Киселевич обратили внимание собравшихся на беспомощное состояние крестьян Супоневской волости, ввиду отсутствия в Брянске земской больницы, хотя в этом им возражали чиновники из Управы и врачебно-санитарного совета. Проблема эта стала настолько острой, что уездному начальству пришлось принимать меры.

Частично этот вопрос был снят через два года, когда в одном из крестьянских домов села Супонева открылся фельдшерский пункт. Но -  ненадолго! 9 октября 1908 г. земское собрание по предложению земской управы приняло решение о закрытии супоневского фельдшерского пункта и переводе в Брянск, разместив его при земской больнице, которая к этому времени уже функционировала в городе. Земство считало, что это больше будет удовлетворять нуждам населения волости. Против этого решительно возражал депутат И. Говоров, мотивируя тем, что "около этого села (Супонева) группируется главная масса людей волости. Жители охотно дают квартиру для заведения, создают для него все условия, и лишение их фельдшерской помощи против их желания". В знак протеста против такого решения Иван Говоров покинул заседание но это не возымело действия.

Уже с первых дней существования Советской власти работа больниц и школ была под контролем местных советских и партийных органов. 1 декабря 1918 года исполком Брянского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов направил всем волостным Советам циркуляр: "...Ввиду катастрофического положения больниц и школ уезда за полным отсутствием топлива, обрекающих эти учреждения на полное прекращение их функций по обслуживанию нужд населения, предписываем всем Волсоветам и Комбедам принять меры к немедленной доставке дров в больницы и школы до 3-х саженей кубических на одну печь, в порядке трудовой повинности, из дров, находящихся вне зоны железной дороги".
  Кроме этого, уездисполком предписывал, в случае необходимости, "произвести реквизицию награбленных дров у деревенских кулаков". Невыполнение данного указания влекло за собой наказание по законам революционного времени. Выполняя это предписание, супоневский волисполком решил своими силами обеспечить подвоз дров к нуждающимся школам (больницы в селе тогда не было). Нередко на отопление школ и изб-читален использовался лесоматериал, конфискованный у браконьеров при незаконной порубке леса. Так, в конце января 1921 года в Понизовской лесной даче было изъято у порубщиков несколько возов леса, которые по решению волисполкома от 7 февраля 1921 года были переданы школам и другим учреждениям Городищенского и Ново-Александровского сельских Советов для отопления, а составленные административные протоколы были переданы в уездную милицию для принятия мер к нарушителям.

Несмотря на революционную разруху и начавшуюся Гражданскую войну, в Супоневе в этот год был восстановлен фельдшерский пункт, а затем на его базе на средства волисполкома была открыта волостная больница с амбулаторией и лечебницей на 6 койко-мест. Об открытии волостной больницы председатель волисполкома Иван Андреевич Милютин доложил 15 августа 1922 года на собрании волостной организации РКП(б) и просил направить одного из коммунистов в состав комиссии по приёму и проверке имущества больницы, что было поручено молодому члену партии Александру Галичеву. В 1930-е годы Супоневская участковая больница была перестроена, расширена и полностью находилась, как и все народное здравоохранение, на государственном содержании.




К началу Великой Отечественной войны и после её окончания в больнице могли лечиться на стационарном лечении более 25 человек, а само заведение располагало даже родильным отделением.*1 Во благо здоровья супоневских, тимоновских, антоновских жителей, в разное время и долгие годы здесь работали, возглавляя учреждение, врачи Николай Петрович Витушкин и Раиса Яковлевна Ачкасова (Курнявцева).*2
Николай Витушкин родился в 1895 году, был женат на дочери крупного супоневского лавочника Семена Николаевича Тюленева-Пелагее, во время Первой Мировой войны служил полковым фельдшером, 27 ноября 1925 г. вступил в партию большевиков -  РКП(б). Под их руководством население обслуживали медработники: Илья Капитонович Кузнецов, Зинаида Михайловна Бузыкина (Аверина), Александра Филипповна Чувина (Макеева), Тамара Павловна Журавлёва (Трушина) и Раиса Васильевна Мамичева - из младшего персонала.

Несмотря на то, что жителей села обслуживали, в основном, квалифицированные медработники, из-за большой нагрузки в расчёте на 1-го специалиста, качество медицинских услуг оставляло желать лучшего -  хотя бы в вопросе оказания неотложной помощи.

Для этого следует вернуться к событиям тридцатилетней давности.
По состоянию на конец 1975 года в Супоневском сельском Совете, куда входили деревни Антоновка, Курнявцево, Тимоновка и с. Супонево, проживало около 8,5 тыс. человек. Близость к Брянску и наличие значительного количества населения, в основном, работающего на предприятиях и в организациях города, явилось следствием того, что Супоневский сельский Совет решением Брянского облисполкома от 8 января 1976 г. был преобразован в поселковый.
Отныне село Супонево получило статус посёлка городского типа, а деревни Антоновка и Курнявцево стали считаться одноимёнными городскими поселениями Супоневского поссовета. Этим же решением деревня Тимоновка была присоединена к Супоневу -  и, таким образом, Супонево стало одним из наиболее протяжённых (около 7,5 км) населённых пунктов Брянщины.
Согласно данным Всесоюзной переписи населения, проведённой в 1979 году, в Супоневском поссовете проживало 8640 человек, в т.ч. русских -  8164 чел., или 94,4%, украинцев - 103 чел., или 1,1%, белорусов -  44, или 0,5%, других национальностей -  339 человек, или 3,5%. Несмотря на то, что Супонево, по сути, являлось пригородом Брянска и называлось городским посёлком, административно оно находилось в ведении Брянского райисполкома, и, по мнению супоневских жителей, в части его обслуживания и содержания, не соответствовало городскому статусу. Ведь коммунальное, транспортное, медицинское, продовольственное, энергетическое обеспечение в сельской местности (а Брянский район и поныне является сельским) несравнимо с обслуживанием населения в городе.
Взять хотя бы энергообеспечение. Более половины жителей Супонева электроэнергию получали от горэлектросети, остальная часть населения была подключена к Глинищевской подстанции. Отсюда -  частые поломки и аварии электрических сетей на глинищевском направлении, вследствие чего жителям западной части Супонева, Антоновки и Курнявцева  нередко приходилось оставаться без света, с керосиновой лампой.
Вопрос о передаче рабочего посёлка Супонева в подчинение Брянского горисполкома был поставлен на заседании облисполкома в ноябре 1979 г. после появления в газете "Брянский  рабочий" от 23 октября 1979 г. критической статьи "Сигнал бедствия  из Супонева" -  о вопиющих недостатках в медицинском  обслуживании. Причиной публикации статьи явилась жалоба супоневского жителя, участника Великой Отечественной войны В.Шведова, на бездушное отношение работников городской скорой помощи, отказавшейся выехать к остро нуждающемуся в медицинской помощи больному. Как и следовало ожидать, виновными в недостатках в медицинском обслуживания в посёлке, по мнению членов облисполкома, оказались и медработники  супоневской амбулатории.*3
Облисполком принял решение создать комиссию в составе зам. председателя облисполкома С.С. Сысоева, председателей Брянского горисполкома и райисполкома Е.Я. Евдокимова и С.И. Кажурина, а также руководителей обл -  и горздравотделов, и поручило ей подготовить предложения облисполкому по административному подчинению рабочего посёлка Супонево городу Брянску. Однако административные и бюрократические барьеры не позволили решить этот вопрос положительно. Говорили, что переподчинению посёлка Супонева городу воспротивились чиновники из горисполкома. Ведь передача всей инфраструктуры по обслуживанию почти девятитысячного супоневского населения на баланс города Брянска оказалась нежелательной для городских чиновников.

Шли годы, и Супонево территориально слилось с Брянском. Однако до сих пор оно является административной единицей пригородного района. Более того, в марте 2002 г. посёлок городского типа Супонево вновь был отнесен к населенным пунктам сельского типа и стал называться селом, а поселки Антоновка и Курнявцево -  деревнями, к неудовольствию местных жителей.
По данным всероссийской переписи населения 2002 года, в Супоневском сельсовете числилось 3323 хозяйства, в том числе в  селе Супонево - 2858, в Антоновке - 326, в Курнявцеве  - 137 хозяйств, в которых проживало, соответственно, 8004,  914 и 385 человек. Всего здесь проживало 9303 человека, из 47,5% составляли мужчины и 52,5% - женщины.
В принятом областной Думой Законе от 28 марта 2002 г "Об изменении статуса посёлка городского типа Супонево, Брянского района, Брянской области" говорится: "Ст.1. Изменить статус посёлка городского типа Супонево Брянского р-на преобразовав его в сельское поселение - село Супонево, Брянского района, Брянской области...". Такое противоречащее истории населённого пункта (но, надо сказать, не здравому смыслу) решение было принято в интересах нескольких десятков работников бюджетной сферы, работающих на супоневской территории. Ведь по действующему законодательству, на селе учителя, врачи и др. служащие пользовались некоторыми дополнительными льготами по сравнению с этой категорией бюджетников городской местности.
Впрочем, в нынешнее время, в угоду политическим амбициям некоторых деятелей и вопреки мнению большинства народа, ничего не стоит переписать заново историю целой страны, а переименование маленькой административной единицы на этом фоне остается практически незаметным.

(конец главы 2.14)
© В.Ф.Алёшин, 2007
Примечания:
1. Первым квалифицированным акушером и врачом-гинекологом за историю супоневской медицины стала А.Ю.Аржанова - выпускница 1-го ММИ, до этого - фельдшер в Таганроге и Черепети, зав. Мало-Вышковской участковой больницы (1939-48) и главврач Санэпидстанции брянского района (1948-49).

2. С 1949 по 1966,  до ухода на пенсию по возрасту (64 г.!) - супоневской больницей и амбулаторией заведовала врач Анна Юльевна Аржанова, передав заведование своему заму - Р.Я. Ачкасовой, чему был посвящен очерк Ю. Шестопалова в газете «Деснянская правда» за 1 марта 1966 г.
3. Супоневская больница была закрыта в 1970 г.

Другая глава книги: Часть II. История села Супонева - НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Супонево, медработники Брянщины, книга, Супоневская больница, метки времени, В.Ф.Алёшин

Previous post Next post
Up