Что же делать с законами, чтобы они не противоречили друг другу и самое главное - исполнялись?
Речь здесь пойдёт в первую очередь о нормативно-технической документации - стандартах, нормах и сводах правил, как о наиболее формализуемых. Но при повышении степени абстракции подобные меры можно будет экстраполировать и на прочие правовые документы.
С законами следует сделать ровно три вещи:
1. Объектно-ориентированное законодательство. Отказаться от практики объединения требований к разнородным объектам в документы и своды. Все требования к каждому объекту (изделию, лицу, процессу) должны быть описаны только одним нормативным документом, имеющим унифицированный номер (на пример ГОСТов). Для этого документа должна быть однозначно описана сфера его применения. Не допускается описание требований к одному и тому же объекту (пересекающемуся множеству объектов) в разных нормативных документах. Это позволит избежать противоречий в требованиях разных нормативов к одному и тому же объекту.
2. Формализация законодательства. Все требования к описываемым объектам должны быть формализованы, а сами требования должны быть сформулированы в алгоритмическом виде, допускающем их перевод в машинную форму (на языки программирования). Это означает, что каждый нормативный документ должен быть описан в виде функции (объекта), у которой есть формализовнные входные данные, алгоритм выполнения и формализованный результат (возможно, в формате булевой переменной). Обязательно предусмотреть механизмы верификации входных данных. Это позволит как осуществлять проверку принимаемых законов на исполняемость и непротиворечивость путем тестового исполнения с разным набором входных параметров, так и обеспечить их автоматическое исполнение без участия человека - см. п. 3.
3. Автоматизация правоприменения. Сзедует создать в масштабе государства среду исполнения законов - Правовую операционную систему (ПОС), в которой законы будут исполняться в автоматическом режиме, без участия человека или с участием только на этапе ввода данных. Результатом работы ПОС могут быть: прямые указания лицам, ответственным за исполнение решений; разработанные по шаблонам комплексы мер по исполнению принятых решений (т.е. указания группе лиц или организаций); наложение ограничений на принятие решений внутри ПОС - например, запрет на совершение какого-либо действия в ПОС: чиновник просто не сможет выполнить какое-либо действие внутри ПОС, если оно прямо (или косвенно, зависит от тщательности формализации закона) запрещено законом при текущем наборе исходных данных). Это позволит обеспечить исполняемость законов при правоприменении вне зависимости от действий ответственных лиц и ограничение действий ответственных лиц при нарушении ими законов.
Начало уже положено - камеры контроля за скоростью (в их идеальном виде, т.е. при полной автоматизации процесса) представляют собой хороший пример подобной системы: в ней есть формализованное правило, по которому осуществляется выявление нарушителя (сравнение значений скорости транспортного средства с эталонным значением текущего ограничения), формальный результат (булево значение), механизм исполнения решения (автоматическое формирование и рассылка квитанций о штрафах). Осталась самая малость - полностью исключить людей из процесса выполнения закона.