На одной из лекций по Большим историческим стилям Л.М. было дано задание о сравнительном восприятии картин Рубенса "Шубка" и Тициана "Девушка в шубке".
Итак, моя попытка)
Рубенс, «Шубка».
Дыхание напряженное, неравномерное, прерывистое, как мазок. Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох.
Позвоночник - слегка изгибается и напряжен. Нога отставлена, в общем-то, она стоит на одной ноге, слегка опираясь на вторую; рука обхватывает грудь, непонятно зачем, ведь она ее нисколько не прикрывает, вторая рука едва-едва придерживает шубку.
Тело словно светится, хочется к нему прикоснуться, оно теплое, живое, нежное и мягкое, рыхловатое. Хочется погрузить руки в этот мягкий живот, прикоснуться к этой налитой чувственной груди, погладить или запустить руки в эти мягкие волосы.
Ритмы ломаные: практически нет параллельных линий.
Шуба тоже материальна, хочется ее потрогать.
Четко прорисованы коленные суставы, грудь, живот, пальцы рук и ног, шишечки у больших пальцев ног, складки на коже, подбородок.
Вообще такое тело само по себе должно быть тяжелым и материальным, но за счет контраста светящегося тела с темным фоном, появляется некотороя легкость, трепетность.
Кокетство? Пожалуй, да. Во взгляде одновременно и невинность, и робость, и призыв, и ожидание. И нежность в румянце на щеках..
Тициан, "Девушка в шубке".
Ритмы - дуга (брови, глаза, ноздря, линия волос, прическа, линия рукава, линия плеч), а так же обратная дуга (губы, линия подбородка, бусы). Структура нигде не нарушается. Параллельны линии правой руки (плечо) и шубы. Лицо - овал, верхняя часть тела - овал, при этом нижняя часть не прорисована. Колорит тепловатый, мазок гораздо более спокойный и гладкий, чем у Рубенса.
Дыхание - равномерное, неглубокое, спокойное. Мышцы - расслаблены, спокойны.
Позвоночник - мало чувствуется, спокойный, но прямой. Легкость в теле. Линии размытые, тело ничего не весит, оно нематериально.
Чувствуется благородное спокойствие, покой, достоинство.